В Мамоновском переулке, в здании под номером 10, свой столетний юбилей отмечает в этом году один из старейших театров Москвы – Театр МТЮЗ. За свою вековую историю он повидал множество лиц, его подмостки хранят следы сотен артистов, стены помнят голоса десятков режиссеров, а в тишине зрительного зала замер гул тысяч и тысяч зрителей. Время течет сквозь его ветшающие стены, сквозь распахивающийся вечер за вечером занавес, сквозь сменяющие друг друга эстетики, потоки слов, мыслей и чувств. Время течет, оставляя нам только серые архивные документы для попытки воссоздания той цветной картинки, которая была когда-то живым настоящим, была для кого-то точкой отсчета, для кого-то – проходным этапом, а для кого-то – смыслом жизни.
История помещения начинается задолго до основания театра. Многие годы здесь располагалась гимназия. После ее переезда дом, принадлежавший изначально семейству купца Шаблыкина, городская управа разрешила перестроить под театр Сергею Мамонтову, сыну знаменитого Саввы Мамонтова, на арендуемом им у владельца участке. Впоследствии здесь состоялся дебют Александра Вертинского в созданном Марией Арцыбушевой театре миниатюр. Здесь в футуристическом кабаре «Розовый фонарь» Владимир Маяковский впервые прочел стихотворение «Нате!», а Наталья Гончарова и Михаил Ларионов раскрасили публике лица и украсили головы цветами. Здесь шли спектакли знаменитой петрушечной труппы Нины и Ивана Ефимовых и была создана Кукольная студия при «Театре петрушек, марионеток и китайских теней», а после них Касьян Голейзовский открыл здесь Детский балетный театр.
Для МТЮЗа все началось 15 декабря 1919 года, когда на заседании Центротеатра было объявлено о создании Детского государственного театра и установлен состав дирекции, в которую входили Анатолий Луначарский, Наталья Сац, Генриетта Паскар и другие. Затем в начале января при директории был создан художественный совет, где в числе прочих состояли Константин Станиславский и Константин Марджанов. Однако уже вскоре дирекция была распущена, и труппу театра возглавила Паскар.
29 июня 1920 состоялась публичная генеральная репетиция ее спектакля «Маугли» Владимира Волькенштейна по мотивам Редьярда Киплинга – этот день и принято считать официальной датой открытия театра. 4 июля состоялась премьера. Спектакль Паскар стал сценическим дебютом для великой Марии Бабановой, которая играла в нем сразу несколько ролей: Лань, Молодого волка и прислужницу Феи огня. Роль медведя Балу играл молодой Игорь Ильинский (в будущем – главный артист театра Вс. Мейерхольда).
В фойе театра уже тогда было придумано устраивать то, что сейчас называется интерактивом: сотрудники встречали детей в костюмах, а в антрактах развлекали их клоунадами. Существуют также свидетельства о том, что Генриетта Паскар придумала после представлений собирать мнения юных зрителей. Персонажи спектакля раздавали каждому анкеты, в которых просили поделиться впечатлениями от просмотренного. И этим анкетам Паскар придавала большое значение: даже вносила поправки в игру артистов согласно собранным реакциям.
Театр работал интенсивно, выпуская постановку за постановкой. Этапными спектаклями того времени считаются: «Путешествие Тика и Така», «Двенадцать месяцев», «Том Сойер», «Соловей», «Медведь и Паша» и другие. В 1923 году Паскар уходит из театра и в 1925 эмигрирует во Францию, где на парижской сцене выступает в качестве танцовщицы. Ее хореографом была Бронислава Нижинская, а декорации писал сам Марк Шагал. Афиши создавал ее сын Алекс (Александр Либерман, в будущем – крупнейший американский скульптор, дизайнер и редактор, а также друг Иосифа Бродского).
С 1925 года театром руководили Юрий Бонди и Григорий Рошаль. Для постановок приглашались режиссеры Рубен Симонов, Николай Горчаков, Владимир Канцель. В театре работали артистами М. Жаров, А. Закушняк, В. Зайчиков, Б. Лавров, Е. Спендиарова и другие. В 1941 году театр получил свое нынешнее название – Московский театр юного зрителя. В годы Великой Отечественной войны МТЮЗ работал для детей на периферии в Зеленодольске, Муроме. С 1941 по 1948 в помещении в Мамоновском переулке (называвшемся тогда переулком Садовских) работала труппа театра им. Вахтангова, так как их собственное помещение пострадало от фашистской бомбы.
В 1943 году Московский ТЮЗ перебирается обратно в Москву и работает в здании на улице Горького, д. 23. В декабре 1950 года театр возвращается в свое родное помещение. В послевоенное время главным режиссером театра сперва был Павел Цетнерович, ученик Всеволода Мейерхольда и соратник Николая Охлопкова. Затем в 1957 году главным режиссером становится Борис Голубовский. В разные годы в театре работали Анатолий Эфрос, Павел Хомский, Юрий Жигульский, начинал Юрий Погребничко. Здесь выходили на сцену Лия Ахеджакова и Инна Чурикова.
Новая эра в истории МТЮЗа началась с прихода в 1986 году Генриетты Яновской. Первой же своей постановкой она заявила о принципиальной смене репертуарной политики театра, бывшего и воспринимаемого исключительно детским. В 1987 году Яновская выпускает «Собачье сердце» – пьесу Александра Червинского, написанную по Михаилу Булгакову, – спектакль стал легендарным, объехал всю Европу и провозгласил начало совершенно нового пути театра.
С тех пор вот уже больше тридцати лет МТЮЗ ассоциируется исключительно с именами двух больших режиссеров – Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, ее супруга. В постоянном соавторстве с художником Сергеем Бархиным они ставят спектакли, многие из которых уже вписаны в золотой фонд истории русского театра: «Good-bye, America!!!», «Иванов и другие», «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля», «Гроза», «Трамвай «Желание» Генриетты Яновской, «Записки из подполья», «К.И. из «Преступления», «Казнь декабристов», «Нелепая поэмка», «Медея», «Записки сумасшедшего», трилогия по Антону Чехову: «Черный монах», «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса и многие-многие другие.
Любопытно, что в репертуаре театра за это время произошли невольные рифмы с названиями, бывшими некогда визитной карточкой театра Генриетты Паскар. Так, в 1988 году Яновская выпускает «Соловья» Г.-Х. Андерсена, а в 2004 – «Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену».
Также Яновская регулярно приглашает в театр на постановки молодых режиссеров очень разных школ, разных стилистических направлений, формируя тем самым широкий диапазон художественного языка театра, а кроме того, тренируя труппу, имеющую возможность развиваться в новых для себя жанрах и расширять профессиональные горизонты.