Разговоры

Павел Курочкин: «Театр может и должен помогать человеку жить»

В нынешнем году зеленоградскому «Ведогонь- театру» исполнилось 25 лет. Со дня основания в этом театре ставили много спектаклей для детей, сейчас их тоже идет гораздо больше, чем в обычном драматическом. Создатель «Ведогонь-театра» и его художественный руководитель, актер и режиссер Павел Курочки, считает, что нужно с самого раннего детства приучать к театральному искусству. Он рассказал «Недорослю» о том, как в театре изучают детскую аудиторию, выбирают подходящий для нее репертуар и что помогает ее заинтересовать.

Недоросль: Обычно в репертуаре драматического театра идут один-два спектакля для детей, а в «Ведогонь-театре» их сейчас двенадцать. С чем это связано?

Курочкин: Спектакли для детей – важная часть нашего репертуара и одна из основных линий развития «Ведогонь-театра». Одним из первых спектаклей у нас стала сказка «День-денешенек, встань, пробудися!», ее текст был создан на основе пересказа славянских мифов, найденных у Александра Николаевича Афанасьева. Мы выпустили спектакль в ноябре 1999 года, когда «Ведогонь-театр» был только учрежден. История нашего театра когда-то началась с детей, потому что, начиная создавать в Зеленограде театр, мы понимали, что просто так на пустом месте (а в театральном смысле оно было пустое) невозможно будет сразу это сделать. И мы поставили перед собой задачу начать с воспитания и подготовки зрителей. Наша работа началось со Студии театрального искусства, где было очень много школьников, и, занимаясь с нашими первыми учениками, мы не стремились готовить для себя будущих артистов. Нам важно было рассказать им про театр, познакомить их с этим видом искусства.
Недоросль: Вы считаете, что знакомить человека с театром нужно с детства?

Курочкин: Да, для полноценного развития человека важно, чтобы в городе, где он вырос, был театр. Это одна из важнейших задач, которые я в своей жизни решал и решаю. Потому что, когда я рос, театра в Зеленограде не было. И то, что «Ведогонь-театр» существует, после капитального ремонта стал большим, красивым, хорошо оборудованным, уютным и удобным, и у родителей есть возможность, не тратя много времени на дорогу (что для детей, особенно маленьких, проблематично), пойти в театр недалеко от дома и увидеть талантливо и качественно поставленный спектакль, на мой взгляд очень важно.

Мне кажется, что такое знакомство с театром в детстве очень многое в жизни определяет. Знаете, в детстве я проводил лето в деревне у бабушки и дедушки: в их доме собиралась большая компания внуков. И в какой-то момент я организовал там театр, существовавший четыре или пять летних сезонов. Мы показывали концерты, сказки – помню ставили «Золушку». Сами шили костюмы, рисовали какие-то нехитрые декорации. Это занимало наше время наряду с купаниями, рыбалками, походами за ягодами и грибами. И не так давно моя троюродная сестра Лена, которая тогда была совсем малышкой, а сейчас взрослая женщина, врач, неожиданно написала мне: «Знаешь, то, что у нас в детстве был театр, очень многое мне дало, и я до сих пор об этом вспоминаю и очень тебе за это благодарна». Ее семья жила в Москве, родители могли ее водить во все театры, но наш летний театр почему-то стал для нее значимым событием в жизни. Мне кажется очень важным, когда у человека есть возможность видеть спектакли и получать от них впечатления. Это делает жизнь богаче и разнообразнее.

Недоросль: Вы часто ставите спектакли для детей?

Курочкин: Да, достаточно часто. Например, в этом году сделал новогоднее представление по мотивам «Снежной королевы» Х. К. Андерсена. И это не первая моя встреча с замечательным датским сказочником. Много лет назад я поставил музыкальный спектакль по его пьесе (именно пьесе) «Бузинная матушка». А в 2005 году мы с главным художником «Ведогонь-театра» Кириллом Даниловым сочинили спектакль «В башмаках» по мотивам жизни и творчества Андерсена. Эта наша работа принимала участие в международном театральном фестивале «Караван», посвящённом 200-летию писателя. Спектакль «Ваня Датский» по Б. Шергину в моей постановке на международном театральном фестивале «Царь-сказка» в Новгороде Великом получил приз как за лучший детский спектакль.
Недоросль: В чем особенности постановки таких спектаклей?

Курочкин: Работая над литературным материалом, учитываешь его стилистические особенности. Часто сам материал диктует те или иные выразительные средства. Очень важно добиться того, чтобы маленькие зрители получили от спектакля яркие впечатления. Иначе встреча с театром пройдет мимо. Поэтому вместе с художником, композитором, актерами придумываем, как рассказать историю, чтобы она запомнилась.

Недоросль: Как Вы выбираете материал, чтобы дети получили такие впечатления? На какие возрастные группы рассчитываете?

Курочкин: «Ведогонь-театр» – единственный профессиональный драматический театр в Зеленограде, детская аудитория здесь довольно большая и она все время пополняется. Она – объект нашего постоянного изучения и внимания. При этом мы понимаем, что у нас в репертуаре должны быть спектакли для разных возрастных групп, что становится одним из критериев отбора материала. Второй критерий – узнаваемость, актуальность или значимость того или иного автора или произведения. Это имеет значение, потому что родители, выбирая, на какой спектакль повести ребенка, хотят какого-то предсказуемого результата. Проблематично, если в репертуаре идет название или автор, мало что говорящие взрослым. Только продвинутые родители поведут ребенка на такой спектакль. Значит, с одной стороны, чтобы спектакль доходил до зрителя, нужна узнаваемость. Но кроме того, существуют вещи, которые тоже очень важны для нас, и они противоречат первым двум критериям. Это поиск каких-то новых форм, новых авторов и способов разговора с детской аудиторией. Всегда непросто найти отклик зрителей, и мы всё время ищем компромисс.
Спектакль «Рикки-Тикки-Тави» / Архив театра
Недоросль: Как вы изучаете свою зрительскую аудиторию?

Курочкин: Встречаемся с маленькими зрителями и их родителями. Дети после спектаклей с помощью родителей присылают свои отзывы и рисунки. Иногда мы проводили конкурсы рисунков, потому что было очень важно увидеть, как впечатление, оставшееся после спектакля, живет в ребенке и выражается не через слова, а именно чрез рисунок. Как правило, ребенок, рисуя, обязательно делает подпись или как-то называет нарисованного персонажа. Возможно, его имя будет не таким, как в спектакле, но оно фиксирует впечатление, которое оставил этот персонаж. Родители в своих отзывах часто рассказывают о впечатлениях детей. Еще мы следим за непосредственной реакцией зрительного зала во время спектакля – она тоже очень важна. Важно еще и то, как спектакли продаются. Например, сейчас очень востребован жанр героической сказки. Поэтому мы сейчас осуществили капительное возобновление спектакля «Рикки-Тикки-Тави», который Андрей Горбунов поставил по мотивам сказки Киплинга ещё в 2007 году. Этот спектакль прошёл более 200 раз, и в нем играет уже третье поколение актеров. Но поскольку история Рикки-Тикки-Тави сама по себе довольно яркая и интересная, важно было придать ей какой-то новый импульс, чтобы поддерживать качество спектакля на должном художественном уровне. Мы капитально обновили декорации и костюмы, добавили в оформление видео проекции, чтобы максимально использовать все выразительные средства, которыми сейчас театр располагает. Еще один из спектаклей, которые сейчас активно играются, «Умная Собачка Соня» по знаменитой книжке Андрея Усачева. Андрей – зеленоградец, мы хорошо знакомы с его мамой, она – одна из героинь спектакля «Белки, сосны, микросхемы…» к 60-летию Зеленограда: монолог учительницы в нем – монолог мамы Андрея. И я считал нашим упущением то, что в репертуаре нет спектаклей по произведениям этого автора. Предложил подумать об Усачеве режиссеру Артёму Галушину, он выбрал «Умную собачку Соню» и был создан симпатичный спектакль-мультфильм, который очень полюбился зрителям, причём, и детям, и взрослым. Помню переписку с одним папой в телеграмм-канале театра. Он писал: «Мы не смогли купить билеты на ближайший спектакль «Умная собачка Соня», ради Бога что-нибудь сделайте! Обещали дочке купить билеты, но забыли, а она умоляет повести ее на этот спектакль». Мы написали ему, что спектакль будет показан в следующем месяце, а он ответил, что на тот спектакль билеты уже куплены, они придут, но еще нужны билеты на ближайший спектакль, и они готовы сидеть хоть на стульчиках, хоть на ступеньках.

Недоросль: Расскажите, как вы ищете новых авторов, новые формы и способы работы с аудиторией. Проводите лаборатории?

Курочкин: Мы не детский театр, не ТЮЗ, поэтому мы не проводим специальных лабораторий на эту тему. Но тем, что делают наши коллеги в детском театре, очень интересуемся. Мы знакомимся с этим опытом, принимая участие в различных фестивалях, изучаем его и пытаемся у себя реализовать с учетом специфики нашего театра и нашего зрителя. Например, несколько лет назад стали делать спектакли в жанре сторителлинга для детей от 3-х лет. У нас идет сейчас целый цикл, объединенный названием «Сказки кота Мурлыки», где двое или трое актеров рассказывают и разыгрывают сказочные истории. Спектакли возникли до большого ремонта, начавшегося в 2018 году. Мы готовились к тому, что с его началом нам придется очень много ездить, и потребуются спектакли, которые можно играть, где угодно. Мы сделали несколько таких работ и обкатали на нашей площадке, а после начала ремонта играли их в библиотеках, школах, культурных центрах. Сейчас у нас возникла еще одна тема для детей того же возраста – «Сказки на подушках», когда малышам читают сказки вслух. Очень важно, что их читают, потому что чтение детям сказок и каких-то литературных произведений, к сожалению, уходит из нашей жизни, а это очень важный момент в воспитании ребенка, в процессе его взросления и его взаимодействии с миром.
Спектакль «Умная собачка Соня» / Архив театра
Недоросль: С чего должен начинаться театр для маленького ребенка?

Курочкин: Думаю, он начинается с чтения ему книг вслух и рассказывания историй. Хотя в какой-то момент у нас стала активно возникать тема бэби-театра. Мы не были готовы к тому, чтобы самим сделать такой спектакль, но пригласили «Первый театр» показывать свои спектакли на нашей площадке. Прокатывая их у себя, смотрели, как этот театр работает с малышами. Это же не театр в привычном для нас смысле, а какой-то предтеатр. Но все-таки это театр, потому что создают его артисты, работающие определенным образом. Сейчас мы к этой теме возвращаемся: в ГЭС-2 состоялась лаборатория Варвары Коровиной и Екатерины Кочневой, посвященная бэби-театру, и наш специалист принимала в нем участие. Наверное, в следующем сезоне попробуем сами эту тему развивать. Мне кажется, что чем раньше ребенок познакомится с театром, тем больше у него будет возможностей для познания окружающего мира, важно, чтобы такой театр был. Став постарше, дети смотрят полноценные спектакли. Как правило они одноактные, играются на большой сцене в декорациях, на основе литературного произведения – пьесы либо прозы. У них есть история, сюжет, происходят события, и маленькие зрители на них реагируют. Еще важно, что детская аудитория более сменяемая, чем взрослая. Те, кто смотрел спектакли от 3 до 6 лет, подрастают, переходят в следующую возрастную категорию, а на смену им довольно быстро приходят новые зрители.

Как я вам уже говорил, мы стараемся играть спектакли для разных возрастных групп, и ищем материал и для тех, кто постарше. Одна из последних премьер этого сезона – спектакль по повести Астрид Линдгрен «Калле Блюмквист – суперсыщик!», поставленный Андреем Прониным для детей от 10 лет и старше. Интересно наблюдать реакцию такого зрительного зала на то, как Калле ведет детективное расследование и ищет преступников, на события, которые происходят с другими героями этой истории. В финале спектакля ребята так ярко и горячо реагируют: аплодируют, кричат «молодцы», топают ногами и даже свистят, выражая свою радость и восторг. Нам важно, что такие дети приходят в театр и им интересно. Они смотрят детские спектакли, потом, я надеюсь, придут и на другие, для взрослых, станут нашими зрителями. Культура и традиция общения с театром формируется с детства.

Кроме спектаклей мы занимаемся просветительской работой: рассказываем детям о том, что такое театр и как он работает. Мы делали это и раньше, но во всю силу развернули такую работу после ремонта, закончившегося в 2021 году. Наши экскурсии по театру пользуются огромной популярностью, у нас на них очередь. Их активно заказывают и школы, и родители с детьми. Наши актеры водят небольшие группы по театру, рассказывая об его истории, о том, как, создавая спектакль, работают все театральные цеха и немножко играют с ними, погружая в наше театральное пространство и его атмосферу. Это какой-то новый этап в решении наших задач по воспитанию зрителя. Сейчас мы этого зрителя готовим с детских лет: во время экскурсий детям объясняют, как вести себя в театре, рассказывают, как сложно он устроен. И это очень важно, потому что тогда зритель приходит уже немножечко другой.

В результате нашего 25-летнего пути можно констатировать, что в Зеленограде зритель любит и тонко ценит театр. Я больше 30 лет преподаю в Щепкинском училище, и в последние годы на прослушиваниях абитуриентов молодые люди из Зеленограда говорят, что первые спектакли увидели в «Ведогонь-театре». Познакомившись с театром, некоторые решают выбрать актерскую профессию.
Спектакль «Полнолуние в детской» / Архив театра
Недоросль: Как вы относитесь к тому, когда на спектакль приходят целые классы? Наверное, лучше, чтобы ребенок пришел в театр с родителями?

Курочкин: В классе свои взаимоотношения, и часто кому-то из детей эти сложившиеся внутренние взаимоотношения мешают воспринимать спектакль. С другой стороны, неплохо, когда спектакль объединяет детскую аудиторию, и весь класс дружно начинает помогать Рикки-Тикки-Тави или Калле Блюмквисту, или после спектакля без всякой команды учителей начинает дружно скандировать: спасибо. Хотя у нас редко бывает, что весь зал выкуплен классами, такое чаще происходит во время новогодних представлений. Если билеты заказывают для целого класса, мы, учитывая реалии жизни, стараемся сделать так, чтобы в зале вместе с ними были и дети с родителями.

Очень важно, как произойдёт первая встреча, знакомство с театром. От этого зависит, станет ли театр тем местом, куда ребёнок захочет вернуться. Театр может и должен помогать человеку жить. В том числе, помогать открывать и познавать окружающий мир. Я убеждён, что человеку легче идти по жизни, когда он обретает такого помощника ещё в детстве.