Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье», который проводит Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (Барнаул), ворвался в кукольное фестивальное пространство всего шесть лет назад. Ворвался настолько дерзко, что на сегодняшний день по качеству афиши, образовательной программы, географии и уровню организации его можно смело поставить в один ряд со старейшими фестивалями: «В гостях у Арлекина» (Омск), «Петрушка Великий» (Екатеринбург), «Соломенный жаворонок» (Челябинск). В этом году на третий фестиваль съехались театры из Томска, Читы, Новосибирска, Сургута, Нижнего Тагила, Новокузнецка, Тюмени, Кемерово, Перми, Брянска, Москвы и Санкт-Петербурга.
Открывали и закрывали фестивальную неделю два коллектива – Государственный академический центральный театр кукол им С.В.Образцова со спектаклем «Жена мужа в Париж провожала» и негосударственный театр Karlsson Haus с «Эйнштейн. Что нам светит?». Также во внеконкурсной программе зрители смогли посмотреть моноспектакль актрисы образцовского театра Ольги Шестериковой «Принцесса на горошине» режиссера Евгения Гимельфарба и работу ученицы Владимира Захарова Марии Гонсовски «Закулиска» (театр живых кукол «2+ку», Томск, сорежиссер Роман Бокланов). Гостевая афиша сложилась как посвящение Василию Шукшину, 95летие которого отмечается в этом году; Евгению Гимельфарбу, чей путь связан с историей «Сказки»; Владимиру Захарову, создавшему свой авторский театр и воспитавшему блестящих учеников.
Открывали и закрывали фестивальную неделю два коллектива – Государственный академический центральный театр кукол им С.В.Образцова со спектаклем «Жена мужа в Париж провожала» и негосударственный театр Karlsson Haus с «Эйнштейн. Что нам светит?». Также во внеконкурсной программе зрители смогли посмотреть моноспектакль актрисы образцовского театра Ольги Шестериковой «Принцесса на горошине» режиссера Евгения Гимельфарба и работу ученицы Владимира Захарова Марии Гонсовски «Закулиска» (театр живых кукол «2+ку», Томск, сорежиссер Роман Бокланов). Гостевая афиша сложилась как посвящение Василию Шукшину, 95летие которого отмечается в этом году; Евгению Гимельфарбу, чей путь связан с историей «Сказки»; Владимиру Захарову, создавшему свой авторский театр и воспитавшему блестящих учеников.
Спектакль «Про ёжика и медвежонка» / Фото: Андрей Ишутинов
В конкурсную афишу вошли спектакли, поставленные за последние два года и отобранные экспертным советом. Можно предположить, что она отражает актуальную картину сегодняшнего театра кукол: обращение к новым авторам, необычным художественным формам и доминированию драматического способа существования актеров на сцене.
Новосибирская сказка про звезды «Про ежика и медвежонка» хоть и имеет в своей основе известную сказку Сергея Козлова звучит весьма свежо и оригинально. В первую очередь благодаря нежной режиссерской адаптации авторского текста (Наталья Слащева) в сочетании с интересной своей лаконичностью работой художника (Виктор Клочко). В центре всей композиции пара – ежик и медвежонок, которые тихо радуются тому, что они есть друг у друга. А вокруг них шумная компания из белки, дятла, зайца, муравья, буднично живущая суетой, работой, долгом. И мир эти две группы видят по-разному. Например, вращающаяся вокруг огромной деревянной катушки доска для одних не представляет ничего особенного, а для других это солнечный луч, приветствующий новый день. Заметить красоту в монотонной повседневности – сценография нарочито грубая, словно наспех сколоченная или подобранная – это особенный дар. И жизнь – тоже дар. Кажется, именно за этим режиссер вводит в историю бабочку-однодневку (Яна Трегубова). Она порхает на длинной трости, машет своими хрупкими крыльями из газеты и с наивной надеждой уверенно смотрит в завтрашний день. Как же хорошо думать, что мы будем всегда…
Новосибирская сказка про звезды «Про ежика и медвежонка» хоть и имеет в своей основе известную сказку Сергея Козлова звучит весьма свежо и оригинально. В первую очередь благодаря нежной режиссерской адаптации авторского текста (Наталья Слащева) в сочетании с интересной своей лаконичностью работой художника (Виктор Клочко). В центре всей композиции пара – ежик и медвежонок, которые тихо радуются тому, что они есть друг у друга. А вокруг них шумная компания из белки, дятла, зайца, муравья, буднично живущая суетой, работой, долгом. И мир эти две группы видят по-разному. Например, вращающаяся вокруг огромной деревянной катушки доска для одних не представляет ничего особенного, а для других это солнечный луч, приветствующий новый день. Заметить красоту в монотонной повседневности – сценография нарочито грубая, словно наспех сколоченная или подобранная – это особенный дар. И жизнь – тоже дар. Кажется, именно за этим режиссер вводит в историю бабочку-однодневку (Яна Трегубова). Она порхает на длинной трости, машет своими хрупкими крыльями из газеты и с наивной надеждой уверенно смотрит в завтрашний день. Как же хорошо думать, что мы будем всегда…
Спектакль «Как поймать тишину» / Фото: Андрей Ишутинов
Нижнетагильский театр кукол показал свою версию историй про Ульку Евгении Чернышовой – «Как поймать тишину» (режиссер Екатерина Ложкина-Белевич). Девочка Улька (Диана Декунова) с азартом рассказывает про тот самый год перед школой, после которого у нее начнется новая жизнь. Сценография спектакля (художник Наталья Бакулева) довольно немногословная, но все ее элементы – дверь, окно, дом, дерево, плоские коты - складываются в емкий образ здорового детства, когда в квартире по-хорошему шумно, мир открыт, кругом друзья, бабушка одолевает заботой, а котики милые. Невероятно ценны в этом спектакле актерские работы, в каждой из который есть уникальный и абсолютно убедительный рисунок роли.
«Папа ищет работу» - результат лаборатории «Сказка+», которая проходила в Барнаульском театре кукол в прошлом году. Одноименная книга Вали Филиппенко обрела сценическую жизнь благодаря актрисе Нине Поздняковой, которая сначала выступила в качестве режиссера, а позже стала и исполнительницей главной роли. Спектакль о том, как важно найти настоящее призвание. Можно заниматься дурацкой работой – стричь облака или быть водителем русалки – но гораздо важнее найти свое место в жизни и дарить людям радость. Он интересен игрой масштабов. На сцене большой дисковый телефон ярко красного цвета, именно из него раздастся тот самый долгожданный голос, который предложит папе стать композитором. И сам папа – огромный, почти под потолок, его анимирует спрятавшийся за спиной актер (Дмитрий Капустин). Это кукольное безволие и неповоротливость особенно подчеркивают депрессивное состояние родителя.
«Папа ищет работу» - результат лаборатории «Сказка+», которая проходила в Барнаульском театре кукол в прошлом году. Одноименная книга Вали Филиппенко обрела сценическую жизнь благодаря актрисе Нине Поздняковой, которая сначала выступила в качестве режиссера, а позже стала и исполнительницей главной роли. Спектакль о том, как важно найти настоящее призвание. Можно заниматься дурацкой работой – стричь облака или быть водителем русалки – но гораздо важнее найти свое место в жизни и дарить людям радость. Он интересен игрой масштабов. На сцене большой дисковый телефон ярко красного цвета, именно из него раздастся тот самый долгожданный голос, который предложит папе стать композитором. И сам папа – огромный, почти под потолок, его анимирует спрятавшийся за спиной актер (Дмитрий Капустин). Это кукольное безволие и неповоротливость особенно подчеркивают депрессивное состояние родителя.
Спектакль «Море волнуется» / Фото: Андрей Ишутинов
Спектакль «Море волнуется» (режиссер Ольга Петухова, художник Ксения Ольховская, Забайкальский государственный театр кукол «Тридевятое царство», Чита) поставлен по книжкам о девочке Молли (автор Малахия Дойл), папа которой отправился в море и долго не возвращался. Еще одну историю про папу привез Пермский театр кукол. Спектакль Дмитрия Вихрецкого «Мой папа – птиц» о девочке, которая пыталась спасти своего папу от нервного расстройства. И если в первом случае актерская энергетика сродни безудержной водной стихии, то повесть Дэвида Алмонда была сыграна негромко, как того и требует деликатность темы.
«Жил-был Леша» театра актера и куклы «Петрушка» (Сургут) – тот самый спектакль-мечта, который сочетает в себе качества спектакля зрительского и фестивального. Режиссер Елена Евстропова и художник Лилия Жамалетдинова удивительно-достоверно материализовали мир детской фантазии, когда все, что угодно, может превратиться во все, что угодно. Не без помощи актеров они абсолютно по-хулигански игнорируют всякие законы логики, и рассказывают истории про невероятного мальчика Лешу, способного на любое чудо и подвиг, и конечно же, про его маму и ее безусловную любовь к сыну.
«Сказка о глупом мышонке» новосибирского театра кукол «Пилигримы» - моноспектакль Елены Кузнецовой (она же в данном случае и режиссер) и художника Ольги Смагиной. Здесь так же много про трансформацию, когда куклы легким движением руки возникают из элементов костюма, а актриса предстает как настоящий человек-оркестр: поет, шутит, жонглирует образами, удивляет и крепко держит внимание маленьких зрителей, ловко водя их внутри нехитрого сюжета.
«Жил-был Леша» театра актера и куклы «Петрушка» (Сургут) – тот самый спектакль-мечта, который сочетает в себе качества спектакля зрительского и фестивального. Режиссер Елена Евстропова и художник Лилия Жамалетдинова удивительно-достоверно материализовали мир детской фантазии, когда все, что угодно, может превратиться во все, что угодно. Не без помощи актеров они абсолютно по-хулигански игнорируют всякие законы логики, и рассказывают истории про невероятного мальчика Лешу, способного на любое чудо и подвиг, и конечно же, про его маму и ее безусловную любовь к сыну.
«Сказка о глупом мышонке» новосибирского театра кукол «Пилигримы» - моноспектакль Елены Кузнецовой (она же в данном случае и режиссер) и художника Ольги Смагиной. Здесь так же много про трансформацию, когда куклы легким движением руки возникают из элементов костюма, а актриса предстает как настоящий человек-оркестр: поет, шутит, жонглирует образами, удивляет и крепко держит внимание маленьких зрителей, ловко водя их внутри нехитрого сюжета.
Спектакль «История северного круга» / Фото: Андрей Ишутинов
«История северного круга» (молодежный театральный центр «Космос», Тюмень, режиссер Фамил Джавадов, художник Светлана Струкова), как и предыдущая постановка, восхитил чудесной актерской работой. Двенадцатилетний Дин взрослеет, находит друзей, учится брать ответственность за чужие жизни. Более часа Антон Нестеренко мастерски ведет сложное повествование, повисшее вне времени и чересчур многозадачное по посылу.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обозначен режиссером Евгенией Тарасовой как мистический хоррор. Она подает известный материал не с привычной большинству театров позиции милой сказочки с румяными героями, а бесстрашно бросается в глубину смыслов, традиций, звучаний, обрядов. В спектакле много деревянной фактуры, соломы, воды (художник Мария Гладких), что органично ложится на общую задумку авторов.
Маршак-шоу – так назвали жанр своего спектакля «Человек рассеянный» Кемеровского театра кукол режиссер Наталия Лебедева и художник Ирина Чурилова (Антонова). Ускользающий от зрителя нарратив в полной мере компенсируется симпатичным художественным решением а-ля заводной мюзикл и прекрасным вокальным исполнением музыкальных партий, которых немало, тремя актрисами-феечками, порхающими вокруг главного героя.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обозначен режиссером Евгенией Тарасовой как мистический хоррор. Она подает известный материал не с привычной большинству театров позиции милой сказочки с румяными героями, а бесстрашно бросается в глубину смыслов, традиций, звучаний, обрядов. В спектакле много деревянной фактуры, соломы, воды (художник Мария Гладких), что органично ложится на общую задумку авторов.
Маршак-шоу – так назвали жанр своего спектакля «Человек рассеянный» Кемеровского театра кукол режиссер Наталия Лебедева и художник Ирина Чурилова (Антонова). Ускользающий от зрителя нарратив в полной мере компенсируется симпатичным художественным решением а-ля заводной мюзикл и прекрасным вокальным исполнением музыкальных партий, которых немало, тремя актрисами-феечками, порхающими вокруг главного героя.
Спектакль «Лес» / Фото: Андрей Ишутинов
«Лес» Томского областного театра куклы и актера им.Р.Виндермана (режиссер Игорь Казаков) впечатляет своими масштабами. Режиссер Игорь Казаков и художник Екатерина Шиманович создали идеальное в своей правильности и потому предсказуемое, но стильное и изобретательное полотно с садом-лабиринтом, многообразием систем кукол и целой картотекой классических характеров.
«Левша» (Брянский театр кукол, режиссер Юрий Уткин, художник Евгения Шахотько) вышел неспешным размышлением о человеческой природе: созидающей и разрушающей, отдающей и завоевывающей, изобретательной и уничтожающей. В целом получилось большое сочинение о загадочной судьбе русской души – загадочной и неловкой в своих праведных порывах, появляющейся из ниоткуда и исчезающей в никуда.
Как и на любом конкурсном фестивале, жюри отметило наиболее выдающиеся работы, зафиксировав некоторые моменты памятными дипломами. Однако уже наступило постфестивальное завтра, и начинается новый путь. Но как же «хорошо, что мы есть друг у друга»! И хочется верить, что мы будем всегда.
«Левша» (Брянский театр кукол, режиссер Юрий Уткин, художник Евгения Шахотько) вышел неспешным размышлением о человеческой природе: созидающей и разрушающей, отдающей и завоевывающей, изобретательной и уничтожающей. В целом получилось большое сочинение о загадочной судьбе русской души – загадочной и неловкой в своих праведных порывах, появляющейся из ниоткуда и исчезающей в никуда.
Как и на любом конкурсном фестивале, жюри отметило наиболее выдающиеся работы, зафиксировав некоторые моменты памятными дипломами. Однако уже наступило постфестивальное завтра, и начинается новый путь. Но как же «хорошо, что мы есть друг у друга»! И хочется верить, что мы будем всегда.