В сентябре в Казани прошел фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция», частью которого стала программа «Артмиграция Детям». О ее спектаклях Мария Дудина написала «многобуков», которые посвятила тем, к кому обращались и театры, – детям и подросткам.
Привет, дружище!
Не знаю, читаешь ли ты лонгриды (я в курсе, что в мире существуют reels), но вдруг ты тоже немного странненький, типа меня…
Эти многобуков я посвящаю театру, и конкретно, детской программе фестиваля молодой режиссуры АРТМИГРАЦИЯ в Казани. Вообще, «детская программа» звучит не очень, особенно когда тебе пятнадцать, а мама билеты в ТЮЗ сует или в Театр кукол, чего доброго… Но как-то же назвать ее надо. Я предлагаю «программа-для-самых-честных». Или «для-тех-кого-не-проведешь-на-мякине», ну или там что-то еще про кривую козу, кажется, было. Писать буду прямо по возрастанию маркировки, а ты можешь скроллить ближе к своей.
«Я с тобой» / фото: Афанасьева Инна
0+ «Я с тобой»режиссера Екатерины Ложкиной-Белевич про дружбу вообще и про дружбу Мишки и Белки, в частности. Все вроде ясно: Мишка уступил Белке шишку и теперь между ними мир-дружба-жвачка. Но… Белка-вертихвостка так и норовит свинтить от Мишки к какой-то веселой Пташке. Больно смотреть на брошенного Медведя. Кто хоть раз на школьной экскурсии оставался без пары – точно поймет. Нормальный спект, чтобы сходить с мелким (если уж маме так хочется, чтобы вы с братом проводили время вместе). Важная часть его – разоблачение кукол: пришел в Петербургский Большой театр кукол, а оказался в контактном зоопарке. Малявок зовут познакомиться со зверушками, и когда гладишь этих мягких плюшевых героев становится тепло и взаправду (оно и ежу понятно, что зверушек на спектакле водят люди – актеры, но оттого, что вот она шерстяная с тобой здоровается, она перестает притворяться и как будто говорит «да, я кукла, и горжусь этим. Но посмотри, какой у меня мимимишный хвостик»).
«Поход в Угри-Ла-Брек» / фото: Афанасьева Инна
10+ «Поход в Угри-Ла-Брек» страшновато и про смерть. Смерть не как в модных шутерах для Android со спецэффектами и морем крови, а обычная: смерть дедушки. Но от этого и жутко. Стандартная семья – родители не замечают детей, дети живут своей жизнью и еще собака, пожалуй, с детьми больше, чем со взрослыми (знакомая картинка? Сочувствую). Вдруг, на их голову сваливается дед с признаками криминального прошлого (этакий киллер Леон на пенсии). И вот через несколько месяцев дед умирает. Но дети слишком недавно заполучили настоящего дедушку, чтобы так легко сдаться и отпустить его. Они идут в поход на его поиски. Ходят они, кстати, по зрительному залу, а публика сидит на сцене. От этого тоже как-то неуютно… Ну и понятное дело, чего они там находят.
Негламурная история взросления изящно сделана режиссером Муратом Абулкатиновым в Красноярском ТЮЗе. Изящно, потому что понятно зачем в театр ходить: как можно из банальной повести сделать с помощью восьми актеров (с их перестрелкой репликами) и минимальных средств сценографии пятидесятиминутное мистическое действо, после которого хочется жить, пойти обнять деда, и наладить-таки отношения с родителями, даже если тебе самому уже 30! Вот после «Детства, отрочества и юности» Л. Н.Толстого хочется повеситься, например…
«Дон Кихот» / фото: Афанасьева Инна
12+ «Дон Кихот» (да, это та самая муть из списка на лето в 8 классе. Читал?) поставил в Нижегородском ТЮЗе Максим Меламедов. Зачем? Трудно сказать… Ну наверное, хотел облегчить участь всем, переходящим в 9 класс, хотя тоже сомнительно – постановка идет около трех часов, а на Briefly можно за 25 минут осилить. Если что, там чел начитался про рыцарей, ну и заигрался малость в рыцаря сам: причинял всем добро и не заметил, что у него кругом провал (парня пастуха подставил так, что хозяин того изувечил; бандитов и маньяков освободил из-под стражи; мельницу деревенскую разломал).
Шутки за триста, костюмы типа модные: доктор выглядит как Нео из «Матрицы», племянница Дон Кихота – как «институтка» (выражение моей бабушки), а придворные похожи на балерунов в своих красных колготках. Пошловатые сцены на троечку (видимо, чтобы родителям не скучно было), непонятные предметы у придворных в руках: самовар, «Купание красного коня» (то есть, назначение то этих предметов понятно, а вот что они в спектакле делали?) и в довесок – фоновая музыка родом из 80-х. Короче, такое…
Но спектакль не провальный, потому что актеры! Эти ребята работали на пятой передаче, особенно Дон Кихот (Дмитрий Соколов), Санчо Панса (Иван Пилявский) и Дульсинея (Юлия Соколова). Сцены бы просто развалились, плохо нанизанные на нитку фабулы, но парни тянули своей игрой сквозную линию: Дон Кихот разрастался и эволюционировал (из городского сумасшедшего превращался в масштабного романтика), а Санчо вел своего гротескового персонажа искренне, взволнованно и по-честному смешно. Дульсинея шикарно перевоплощалась из фермерши в «прынцессу», а финальный ее пассаж с причитаниями домохозяйки на грани истерики был грандиозен. Значит умеет вдохновлять на подвиги молодой режиссер Максим Меламедов!
«Приключения Рустэма» / фото: Афанасьева Инна
12+ «Приключения Рустема» – эпичный блокбастер режиссера Тимура Кулова (так и хочется сказать «от создателей «Человека-паука» и «Все везде и сразу»»). Но нет. Дело происходит в Казанском Татарском ТЮЗе имени Габдуллы Кариева, и создатели его молодые (вся команда, а не только режиссер). Вообще, кому сегодня нужны байки про пионеров, сынов полка с примесью бабкиных суеверий про волшебный папоротник?! Казенной советской повести Аделя Кутуя ребята сделали тюнинг (инсценировка Айдара Ахмадиева), убрали оттуда советский пафос и чтение нотаций. Теперь это выглядит, словно мы сегодняшние смотрим на парня-ровесника из 1940-х. Снова о войне? Да. Снова. Потому что эта тема не отпускает нас (человечество), как видишь… Потому что гибли, гибнут и будут гибнуть отцы на войне, оставляя своих детей сиротами. Потому что будут мальчишки становиться неуловимыми мстителями, бросаться в жерло войны, а оттуда возвращаться искалеченными навсегда с искорёженными душами. Вот и Рустем, заигравшись в войнушку, резко очнулся от игры стоя с окровавленными руками над первым своим убитым взаправду. Очнулся и пошел дальше уже осознанно.
В спектакле полно героев, но актеров всего два: Альбина Гайзуллина, Булат Гатауллин. И эти двое с молниеносной скоростью преображаются в самых разных персонажей (иногда прямо на ходу, у нас на глазах передают роль друг другу). Аж завидно, ей Богу! Наверное, это и есть работа мечты для актера. Альбина Гайзуллина – крутая! Поверить не могу, что это она была то мультяшным Ежиком, то Следователем-НКВДшником с хриплым прокуренным голосом, а в другой сцене – Матерью, поющей колыбельную мертвому ребенку. Булат же – реальный Рустем. Он рос вместе с ним и менялся (егозил-хулиганил-играл-осознавал-клялся-проклинал).
В общем, будешь в Казани – не бойся слов «ТЮЗ» и «Татарский». В ТЮЗ на «Приключения Рустема» даже предков с собой взять не помешает, а с татарским не парься – наушник выдадут с переводом. Это история не из разряда «национальной экзотики». Это про всех вообще. И про войну – как худшее, что может случиться с человечеством.
Программа для «тех-к-кому-на-кривой-козе-не-подъедешь» на АРТМИГРАЦИИ 2023 оказалась на удивление зрелой. Режиссеры молодые, театры для детей и юношества, в зале тоже дети сидят… А вот темы – взрослые. Видно, жизнь у нас такая… взрослая!