Вологодский театр кукол “Теремок” и спектакль “Удачи, Марк!”
“Удачи, Марк!” - мюзикл для подростков. Редкое явление в театре кукол. Мюзикл без скидок, музыку писала Ольга Шайдуллина. Писала, отталкиваясь от актеров театра. И дело не только в вокальных данных и музыкальности исполнителей. Молодой костяк труппы сегодня готов на многое. И это точно подмечает режиссер Антон Калипанов.
Вологодский театр кукол “Теремок” - театр директорский. Его лидер - Елена Бухарина. Театр продюсера с творческим планированием и ответственностью, позволяющий выходить за рамки привычного в небольшом городе. Расчет не только на успех, но и на развитие. В 2019 году в рамках Северо-Западного форума СТД РФ Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина представили эскиз “King Lear Says”. Спектакль по его итогам не сложился, но отношения с постановщиками продолжились, случился “Удачи, Марк!”
Странный новенький, придя в элитный класс, оказывается не тем, кем кажется. И спектакль оказывается не о том, что обещает поначалу. Пожелание удачи заглавному герою предлагает следить за Марком и сочувствовать ему, но подросток мимикрирует в коллективе. По сюжету ученикам нужно подготовить проект на тему “Лидер”, и его первое задание –
работа в группах по исследованию коллег, как в это школе принято обращаться друг к другу. Процесс налаживания коммуникации с другим человеком приводит, напротив, к разрушению как социальный связей, так и собственной личности. Максимально точно рассказать о деконструкции отношений, как ни парадоксально, можно только благодаря верному партнерству на сцене. И оно в Вологодском театре кукол на высоте.
Актерский ансамбль – давняя гордость Вологодского театра, несмотря на сменяемость труппы. Он рос на классике. “Кармен” – самый яркий пример. Один из лучших спектаклей Бориса Константинова, в котором сюжет Мериме разыгрывался без слов, а куклой управляли до трех человек. Поэтому она умела передать страсть и смирение лишь поворотом головы, и при этом еще выстукивать ногами-палочками ритм узнаваемой музыки Бизе. А еще был “Дон Жуан” в постановке Евгения Ибрагимова. Камерная опера под фонограмму, сделанная в европейских традициях, только вместо марионеток в черном кабинете работали планшетные куклы.
Михаил Родин в театре уже два года, и успел сыграть несколько главных ролей, в том числе Санчо в “Дон Кихоте”, но эта - заглавная - точно этапная, заметная в контексте российского театра для детей. Родин играет Марка мягко и остраненно, при этом его персонаж напористый и всегда включенный в процесс. За свои 14 лет он переживает седьмой переезд в новый город. У его мамы в голове всегда хозяйство, а отчим постоянно смотрит телевизор.
Современность постепенно выходила на сцену “Теремка”. Сказка проникала в быт: “Несколько дней из жизни Феньки” Александра Борока по прозе Леонида Пантелеева демонстрировала, как в размеренную жизнь писателя врывалось существо, которое запросто уминает гвозди на завтрак. Реальность спасалась сказкой: Олег Жюгжда ставил “Мио, мой Мио!” по Астрид Линдгрен. Все это с помощью текстов ХХ-го, буквально прошлого, века. Теперь же актуальный театр рассказывает о школе, в которой на наших глазах учителя уходят их ВК в Телегу.
Художница Екатерина Шиманович придумала, что у взрослых вместо головы какой-то объект-метафора. У матери – чайник, у отчима – телевизор. Получаются такие предметы-маски. А еще она решила, что действие происходит в спортивном зале. Дальний угол в школе, где удобно хейтить и унижать. Это не только пространство движения и энергии, но и место, где есть раздевалка со шкафчикам, где персонажи обнажают себя и прячут свои личные вещи.
Вологодский театр кукол часто приглашает на постановку художников. Вернее, предлагает им выступить еще и в роли режиссеров. Виктор Никоненко поставил “Сказку, рассказанную на ночь”, умножая свою фантазию на сочинения Дональда Биссета с его удивительными существами. В пространстве сцены Крококот вырастает до гигантских размеров. Амир Ерманов увлекается мельчайшими деталями, работая над “Мухой-Цокотухой”. Текст отдается на откуп самому автору, он звучит в записи Корнея Чуковского, а персонажи окружены подробным и насыщенным материальным миром: актеры, представляя собой энтомологов, работают в окружении как будто настоящего холодильника “Орск” и старомодного телевизора.
Но вернемся к Марку. Итак, он участвует в проекте, который становится жестким экспериментом, по ходу которого выясняется, что узнать – это значит подавить, потому что человек раскрывает свои как сильные, так и слабые стороны. Марк оказывается в группе вместе с Дэном (Рамиль Сагитов) и Диной (Дарина Осетрова), первым красавчиком класса и его успешной девушкой. В такой компании Марку терять нечего, он идет ва-банк. Подростки закрываются масками, актеры ищут, где их персонажи эти маски теряют. Интересно и точно сыграна искренность – проявление слабости, оборачивающуюся в агрессивную защиту. Уязвлена даже учительница, раскрыты и ее слабые стороны, потому что, сохраняя внешняя благополучие, она почему-то не успевает следить за своими страницами в соцсетях, где не только мало подписчиц-“теток”, но еще функционирует “Веселая ферма”. Про важность “витрины” лучше понимают тинэйджеры. Дина с сожалением поет, что за нее все решают родители, демонстрируя новенькую куклу Минни-Маус в коробке. Чтобы с тобой ни было, надо выглядеть безупречно. Мягкие игрушки в руках исполнителей – как будто тотемные животные персонажей. У Марка это голубой потрепанный плюшевый медведь.
Внутренний мир персонажа визуализируется и в кукле, придуманной Екатериной Шиманович. Пластиковую прозрачную фигуру можно назвать объектом. Когда Михаил Родин наносит на него краску, его Марк становится заметным для других, в другое время он невидимка.
Вологодский театр кукол похож на персонажей “Удачи, Марк!”. Здесь выходит первый иммерсивный спектакль “Мама мыла раму”, в котором зрители по идее режиссера Филиппа Бородина играют в лото и общаются с актерами, вспоминая личные ассоциации с тем или иным числом. Это итог лаборатории, вскоре выйдет второй спектакль, эскиз которого показали в день недавнего юбилея театра. В “Наводнении” по Евгению Замятину режиссер Анна Коонен и художник Александра Громова предъявляют распадающийся, расчлененный мир, и даже кукла девочки Ганьки состоит из отдельных фрагментов
В финале спектакля на экране крупным планом возникнет лицо Дэна. Он лежит среди мягких игрушек. Спойлер. Лежит в больнице, потому что хотел с собой что-то сделать после кибер-буллинга со стороны Марка. За Дэном последнее слово спектакля, в ответ на сильный музыкальный ансамбль с просьбой о прощении он с улыбкой произносит: “Капец вы пафосные”.