Тексты
Обзоры

Вопросы на краю земли

Первое время кажется, что воздух на Камчатке сладкий (потом к этому привыкаешь). То ли ладан, то ли шлейф парфюма. Местные жители подтверждают – воздух здесь действительно имеет особый аромат.

Второе потрясение – вулканы. Авачинский, Козельский, Корякский – на Камчатке их с любовью называют «домашними» за близость к городу и кажущуюся доступность. На самом деле, чтобы добраться до вулкана и взобраться на него, нужно гораздо больше подготовки и усилий, чем кажется на первый взгляд.

Особые впечатления – от океана, когда видишь его впервые. Эта мощь и великолепие обездвиживают. Чёрный вулканический песок на пляже, белая дымка тумана на побережье – всё это создаёт наивысшее ощущение гармонии.

В этом удивительном месте, на самом краю земли, с 5 по 12 сентября прошла программа Большого детского фестиваля «Эхо БДФ». Жителям Камчатки показали лучшие детские спектакли, а также анимационные и художественные фильмы со всей России, отобранные детско-юношеским жюри – детьми и подростками, которые любят театр, анимацию, кино. Помимо этого, в программе был разговор об основных тенденциях в современной детской литературе с писателями Аллой Ботвич, Алексеем Олейниковым, Ниной Дашевской, Светланой Волковой; лекции для профессионального театрального сообщества о работе с грантами, маркетинге в сфере культуры, фандрайзинге; мастер-классы и тренинги для детей и подростков по развитию сценического движения и сценической речи.

Возвращаясь к впечатлениям от Камчатки: ещё одно – это люди. Участников «Эха БДФ» тепло встретили, показали самые красивые места на побережье, рассказали о том, чем живёт театр в Петропавловске-Камчатском. Во время экскурсии мы проезжали мимо внушительного строящегося здания, куда в скором времени переедет Камчатский театр кукол. Это огромное здание площадью почти 10 000 кв.м. (сейчас театр занимает пространство в 10 раз меньше) с архитектурной доминантой в виде купола, напоминающего то ли шатёр, то ли холм, то ли восходящее солнце. После завершения строительства и переезда здесь появятся зрительные залы на 250 и 100 мест, театральный буфет, игровые зоны, зимний сад, уголок живой природы, музей кукол.
«Маленький принц» / пресс-служба Большого детского фестиваля
Проведение программы «Эхо БДФ» на Камчатке стало возможным благодаря инициативе и усилиям Камчатского театра кукол. Хочется надеяться, что режиссёрская лаборатория, о которой речь пойдёт далее, даст театру новые идеи, поможет дополнить репертуар новыми названиями, станет началом сотрудничества с кем-то из участников – молодых режиссёров.

От участников лаборатории (её тема – «Введение в классику») ждали предложений постановок классических произведений для детей и подростков в возрасте 12-14 и 14-16 лет. В этом году эксперты БДФ отсмотрели 80 заявок. В итоге в Петропавловск-Камчатский пригласили Дениса Казачука (ученика Руслана Кудашова, сейчас он – главный режиссёр Брестского театра кукол), Олега Лабозина (режиссёра Московского областного театра кукол), Ясению Громову и Аделину Сапаеву, выпускниц мастерской Николая Наумова (на Камчатке они работали вместе – как режиссёр и драматург).

Денис Казачук представил эскиз по одному из самых известных произведений Антуана де Сент-Экзюпери. В своей версии «Маленького принца» режиссёр делает центральным образ рассказчика (его роль исполняет актёр Елисей Тимофеев). Он появляется на почти пустой сцене – на ней лишь два мольберта по бокам, ящик в центре и небольшая горка песка (возможно, мы в художественной мастерской). От рассказчика мы узнаём о его пути становления как художника, о трудностях на этом пути. Также он поведает о своей работе лётчиком и о том, как однажды вынужденно приземлился в пустыне, где и встретил Маленького Принца.

Можно подумать, что это моноспектакль, но это не совсем так. Сопровождают рассказчика две женщины в синих балахонах, скрывающих лица под арабскими головными уборами – то ли персонажи из «Тысяча и одной ночи», то ли музы художника, то ли мираж в пустыне. Их играют Галина Тимофеева и Сандра Клер. Они не просто сопровождают рассказ – они вводят в действие других персонажей, которые появляются в виде кукол – Маленького Принца, Розу, Лиса, Змея, говорят за них. Маленького Принца – плоскую картонную фигурку золотого цвета – одна из «муз» достанет из кармана рассказчика после эпизода с крушением самолёта в пустыне. Так создаётся впечатление, что Маленький Принц – часть души рассказчика. Та часть, которая поможет ему обрести себя, поверить в себя, снова стать художником.
«Маленький принц» / пресс-служба Большого детского фестиваля
В версии Дениса Казачука Маленький Принц не путешествует по планетам, не встречает Короля, Пьяницу и других героев. Остаётся только его встреча с Розой и их расставание, затем – знакомство с Лисом, и, наконец, тревожное появление Змея (как и Принц, все эти персонажи – плоские картонные фигуры). Этот путь Маленького Принца, его встречи и диалоги с Розой, Лисом, Змеем показаны не просто так: всё это должно помочь рассказчику (и зрителю) по-другому взглянуть на свою жизнь. И этот эффект есть: в эпизоде прощания с Маленьким Принцем персонаж Елисея Тимофеева так трепетно, с такой болью и одновременно любовью прижимает крохотную картонную фигурку к груди, что не сопереживать ему невозможно. Важный душевно-духовный опыт для юного зрителя… И всё же в финале, возможно, из-за сокращений текста, остаётся много вопросов, не всё очевидно: почему Маленький Принц улетел от Розы, вернулся ли он к ней, что с ним сделал (или не сделал) Змей, и как всё это отразилось на рассказчике и его дальнейшей судьбе. Из эскиза может вырасти глубокий спектакль для семейного просмотра, но пока он оставляет ощущение неясности.

Ясения Громова и Аделина Сапаева взяли для эскиза ранние произведения Максима Горького – поэму «Девушка и смерть» и стихотворение «Легенда о Марко». Коротко о сюжете поэмы: это история о Смерти, которой Король, удручённый недавним поражением в битве, приказывает забрать Девушку – уж слишком она радостно смеялась в неурочный час. Девушка влюблена, и ради любви не боится пойти наперекор Смерти – выпрашивает себе ещё хотя бы ночь. В этой поэме Смерть и Любовь вступают не в противостояние, но в диалог, и в финале приходят к примирению.

Смерть в эскизе играют одновременно две актрисы – Алиса Коротченко и Евгения Кевевтегина. Обоснованность этого решения для меня осталась неясна. Возможно, это нужно для усиления мистической атмосферы, загадочности, которая задаётся с самого начала – затемнённая сцена, дым, горловое пение, живое звучание этнических инструментов. Фигуры Смерти появляются за полупрозрачным занавесом, который разделяет сцену на мир мёртвых и мир живых. Своего рода атрибут Смерти здесь – огромная накладная голова, пугающая своим неестественным размером (в ней появляется одна из актрис).

Совершенно противопоставлен Смерти персонаж Елизаветы Паруновой – Девушка. В белом свободном платье, с длинными распущенными волосами актриса проносится по сцене в танце, воплощая собой свободу жизни, счастье молодости. Ещё один персонаж – Король в исполнении Олега Бойко. В эскизе он решён как странствующий артист. Он выходит на сцену с тележкой, в которой – его маленький передвижной театр – и достаёт оттуда куклу в виде двух сшитых фигур. Это Каин и Иуда. Историю этих несчастных грешников мы узнаём из вставного эпизода – в поэме он подаётся как сон Смерти. В эскизе этот сон показан в виде анимационного фильма с помощью проекции…

Что при просмотре, что при дальнейших размышлениях об эскизе он кажется калейдоскопом из множества приёмов, взятых из разных жанров. Здесь и театр кукол, и театр теней, и музыкальный театр, и анимация, и хоррор. Может быть, перед нами и вовсе театр в театре, и мы видим спектакль, разыгрываемый в фантазии того самого бродячего артиста? Не совсем понятно, кто здесь – центральный персонаж (Смерть? Девушка? Король? Каин и Иуда?) и как разрешается его конфликт. В финале Смерть не стала лишать Девушку жизни – со сцены они уходят вместе. Это знак победы Жизни? Примирение Смерти и Любви? И что же стало с Иудой и Каином, которых в финале уносит с собой персонаж Олега Бойко? Пока не удаётся увидеть в эскизе стержень. В финале вопросов – и к форме, и к содержанию – остаётся больше, чем ответов.
«Девушка и смерть» / пресс-служба Большого детского фестиваля
Авторы эскиза «Метель» (режиссёр Олег Лабозин и художник Маргарита Панакова) в буквальном смысле на пальцах объяснили одноимённую повесть Александра Пушкина. Вернее, показали. Сценическое пространство представляет собой архив (шкафы со множеством маленьких ящичков), куда тайно, в ночи проникают три человека (их играют Ирина Спица, Олег Курыленко и Сергей Ветошкин). Они ищут документы, которые должны помочь им раскрыть семейную тайну ещё из XIX века. Тайна эта, как мы скоро поймём, – и есть история несчастной любви Марьи Гавриловны и армейского прапорщика Владимира, описанная Пушкиным в повести «Метель».

Найдя документ, персонаж Сергея Ветошкина читает его в темноте архива, а его партнёры по сцене разыгрывают сюжет одним из простейших приёмов театра кукол – руками и пальцами. Из реквизита, кроме ящиков хранилища, – фотографии, настольные лампы, фонарики. Верёвка, протянутая между шкафами картотеки, становится мостом, то соединяющим, то разделяющим влюблённых, конфетти – метелью, блики от бутылки с водой, подсвеченной настольной лампой, – всполохами сна Марьи Гавриловны, который она видит в бреду болезни.

Происходящее на сцене кажется шалостью, почти анекдотом. Это игра, где вместо кукол – руки. Приёмы просты, даже элементарны, но ведь и Пушкин гениален в своей простоте и ясности. За которой всё же – бездна трагичности. А вот этого ощущения здесь, в постановке, не хватило. Понятное решение – игра руками – используется на протяжение всего эскиза, и уже минут через десять кажется избыточным. Если бы при этом хотя бы менялся сопровождающий действие музыкальный ряд, создавая настроение то тревожной метели, то тяжёлого сна, то радостной встречи. Но весь эскиз фоном звучат схожие по настроению мелодии.
«Метель» / пресс-служба Большого детского фестиваля
Возникают вопросы и по поводу героев: кто они и кем друг другу приходятся, почему проникли в архив именно ночью и зачем было скрываться, почему найденный документ – это повесть Пушкина, ведь это архив, а не библиотека. Как бы там ни было, лёгкая, полушутливая подача оживляет текст и в целом служит главной цели – сделать хрестоматийное произведение из школьной программы ближе к подросткам, на которых, прежде всего, и рассчитан спектакль.

Эскизы лаборатории вызвали у зрителей и критиков разные эмоции. Кому-то всё было понятно, у кого-то осталось больше вопросов, чем ответов. На то она и лаборатория – здесь можно пробовать, создавая то, что в дальнейшем может быть доработано. Увидеть видеозаписи эскизов можно в группе Большого детского фестиваля во «ВКонтакте». Сделано это не только для зрителей, кто не попал на показы, но и для других театров, которые могут пригласить заинтересовавших их режиссёров на постановку.