Тексты
Обзоры

Новый старый цирк (для семейного просмотра)

Недоросль» недавно писал о том, что происходит с новым цирком в России, а сегодня мы хотим рассказать, как цирковое искусство развивается в Европе – а именно в Швейцарии и Франции. Именно там наши авторы Ника Пархомовская и Инна Розова посмотрели несколько весьма разных, но одинаково показательных представлений нового цирка. «Contre vents et marées» Circus Monti, на спектаклях которого выросло не одно поколение швейцарских детей; эффектную «OCEANIA, L'Odyssée du Cirque» старого парижского цирка Medrano, какое-то время назад перекочевавшего на Юг Франции, и скромное, но по-своему весьма оригинальное шоу «Les rêves de Roby» ни на что особо не претендующего бретонского Métropole. 


Отправляясь на представление нового европейского цирка, всегда можно быть уверенным в том, чего там точно не будет. Так, вы точно не увидите номеров с животными, потому что здравый смысл и зоозащитники давно выиграли эту битву, и сейчас в цирке нельзя встретить даже дрессированных собачек. Исключение составляют очень редкие коллективы вроде знаменитого конного театра Zingaro, который при работе с лошадьми использует специальные гуманные методики. А вот все остальное – абсолютно непредсказуемо, потому что в западной традиции исторически вообще очень мало стационарных цирков, и цирк – это почти всегда кочевая история, с непостоянным составом и приглашенными артистами. Зная название компании или представления, можно только догадываться о том, что вас ждет, да и то не факт.

За последнее время мы посмотрели несколько цирковых спектаклей в разных точках Швейцарии и Франции, и каждый раз это было особенно интересно в том числе и потому, что совершенно непредсказуемо. Современный швейцарский цирк известен тем, что он по преимуществу «режиссерский». Здесь любят цельные произведения с одной сюжетной линией и понятным местом действия (в нашем случае это была пустыня). При этом это ни в коем случае не детская сказка с моралью, а поэтическое представление – очень красивое визуально, с живой музыкой и современными технологиями. Такой цирк рождает у зрителя волну ассоциаций, включает его эмоционально, и цирковые артисты здесь не просто исполнители номеров, но и драматические артисты, певцы и танцовщики. Может быть, поэтому здесь не так важна роль клоунов, ведь зритель не нуждается в специальном разогреве ­– его внимание полностью поглощено не только эффектными трюками, но и самой историей. По сути, режиссер берет на себя роль, которую в традиционном представлении играет клоун, ­– одновременно ведущего и организатора действия. 

Но все-таки главная ударная сила в спектакле «Contre vents et marées» знаменитого швейцарского Circus Monti – это акробаты и воздушные гимнасты. Они не только выполняют очень сложные и ловкие трюки, но и вплетают свои действия в ткань произведения. В результате у нас создается иллюзия, что акробаты преодолевают сложную дорогу, пролезают в узкие пещеры, поднимаются на вершину холма. Усилить этот эффект помогают умело подобранные костюмы – не привычные спортивные трико, как в советском цирке, а стильные наряды спокойных природных цветов, максимально приближенные к одежде путешественников. Отметим также свет и звук, создающие эффект бушующего ветра, и немного тревожную, но активную музыку. «Вопреки ветрам и приливам» вообще строится, скорее, по законам драматического театра, поэтому номера здесь не следуют друг за другом, а перемежаются паузами – не остановками действия, но сопровождаемыми спокойными мелодиями пластическими этюдами, когда зритель может перевести дух и подумать о чем-то своем.


Оба увиденных нами французских спектакля, скорее, наследуют традициям старого цирка, в том смысле, что здесь нет единого действия: по сути, это отдельные номера, что для российского зрителя более привычно. Правда, в представлении «OCEANIA, L'Odyssée du Cirque» цирка Medrano все-таки есть сквозная линия: действие происходит на корабле, который путешествует по далеким странам. Безусловно, нужно отметить зрелищность этого шоу: в Лионе мы увидели по-французски красивые, элегантные и затейливые костюмы, возвращающие нас в мир приключенческих фильмов и романов; качественные, хоть и скупые декорации: например, стилизованные паруса, куда ловко ныряют акробаты, и даже старинный пиратский корабль на заднем плане. Но главный любимец публики здесь, конечно, клоун. Это не традиционный клоун-неумеха, который все делает не так, как надо, и этим веселит детей и взрослых, а эксцентричный ловкач, который умеет все лучше всех: и жонглировать, и играть на музыкальных инструментах. 

В «Одиссее» все построено так, что зрители постоянно замирают от восторга и страха: то силач балансирует с шестом на голове в то время, как гимнастка крутит на нем сальто; то жонглер играет тремя, потом четырьмя, а потом и вовсе пятью булавами, сидя на моноцикле; то акробаты зависают в воздухе и… успешно приземляются на огромный батут. Но, конечно, это не был бы французский цирк, если бы в нем не было обаяния. В Medrano не только клоун свободно бродит по залу, общаясь со зрителями и сидя у некоторых из них на коленях, но и все остальные «работают» на публику, – стена между ареной и публикой напрочь отсутствует. А эффектный номер, которым заканчивается первое отделение, и вовсе отсылает нас к знаменитой картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре». 

Бретонский цирк Métropole ­­– совсем небольшая цирковая компания, состоящая всего из нескольких артистов, в том числе из Сенегала, Гвинеи и Кубы. Но шоу «Les rêves de Roby» – это тот случай, когда скромные возможности оборачиваются достоинствами. Маленькая цирковая арена позволяет артистам работать буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителей, и это рождает совершенно особую доверительную интонацию. Клоун здесь самый что ни на есть классический – веселый недотепа, попадающий в смешные и даже абсурдные ситуации. Его подельник, напротив, прожженный и самоуверенный тип. Парочка эта своими характерами напоминает наш знаменитый дуэт Юрия Никулина и Михаила Шуйдина. Есть здесь и то, что почти никогда не увидишь в современном цирке – настоящий иллюзионист, чей пышный восточный наряд сильно отличается от модных костюмов акробатов-многостаночников. Впрочем, цирк Métropole настолько камерный, что может позволить любой эксперимент, поэтому жонглеры придумывают себе необычный реквизит, да и гимнасты занимаются тем же самым. Еще одной типичной приметой нового цирка является то, что в спектакле нет разделения на привычные амплуа. 

Посмотрев три совершенно разных цирковых представления, мы лишний раз убедились, что современный цирк очень разнообразен. В нем можно найти все, что душа пожелает: и лирические представления, и захватывающие зрелища, и бесхитростные трюки. Это и делает новый старый цирк таким привлекательным для детей и взрослых. 

Ника Пархомовская
Инна Розова