НЕДОРОСЛЬ

Покорить непокорное. Об образовательном семинаре фестиваля «Арлекин»

Лайфхаки практиков театра о том, как эффективно и с пользой работать с самой сложной аудиторией – детьми и подростками

Екатерина Сырцева

Еще четыре или пять лет назад подросток в современном театре – и как объект осмысления, и как по-настоящему вовлеченный, а не насильно приведенный зритель – оставался без должного внимания. Сегодня ситуация иная. Образовательный семинар, который третий раз проводится Всероссийским фестивалем театрального искусства для детей «Арлекин» совместно с Институтом культурных программ – и подтверждение этому, и одновременно способ решить проблему. Это мощный концентрат полезной информации от практиков театра, педагогов, психологов. С разных сторон и ракурсов участники семинара подходят к тому, как и почему театр может и должен работать с подростками, с людьми с особенностями здоровья, в чем суть и глубина этой инклюзии, как достигнуть истинной искренности в общении с Другим.

В этом году организаторы сконцентрировались на фигуре подростка и пригласили спикеров, которые предложили свои способы не просто завлечь подростка в театр, заинтересовать его, но помочь ему понять себя, принять себя, найти свой путь и свое место в жизни. Они презентовали реальные кейсы, отдельные аспекты которых можно перенять и применить в своем театре или проекте. Даже если этот проект – ваша жизнь. 

Совет №1. Вовлекайте подростков в крупные проекты, доверяйте им серьезные задачи и показывайте, как можно использовать ресурсы, которые находятся в ближайшем окружении

Любовь Зайцева

Студия-театр «Доминанта» в городе Губаха образовалась из детской театральной студии «Диалог», которую в 1986 году основала нынешний художественный руководитель проекта Любовь Зайцева. В «Диалоге» с учениками занимались актерским мастерством, вокалом, изготовлением бутафории, декораций на «Эксперименториях» (по сути – тематических кружках). При этом руководители проекта смотрели глубже: в малом городе нужен свой костяк – люди, которые хотят развивать малую родину, готовы остаться и что-то делать на благо этого места. Так почему бы через интерес к театру не закладывать в детей понимание того, что они могут творчески развиваться и реализовываться здесь, у себя дома?

Сегодня «Доминанта» – культурный двигатель Губахи и Пермского края, организатор международных проектов. Среди них – ландшафтный фестиваль «Тайны горы Крестовой», который проходит на фоне уральской природы. Для участников это и вызов (попробуй вписаться в безусловную красоту и конкурировать с мощью естества), и выход на новый уровень взаимодействия с пространством. Также «Доминанта» обращается к краеведческому потенциалу и культурно-историческим особенностям Пермского края, к местному фольклору, легендам. Совместно с журналистом и поэтом Мариной Князевой был реализован театральный проект, посвященный русской мифологии и карнавальной традиции. Концептуальный арт-проект Сергея де Рокамболя и Анны Николаевой (коллаж из лабиринтов на фестивале «Архстояние» в 2010 году) вдохновил команду «Доминанты» соорудить в Губахе свои лабиринты и использовать их как площадку для театрального высказывания.

Ко всем проектам «Доминанта» привлекает подростков. Они углубляются в культуру края, попадают в пространство творческого осмысления и преображения действительности. А главное – ощущают себя нужными, полезными и значимыми, чувствуют себя частью целого, что дает им силы двигаться по жизни в нужном направлении, веру в то, что они не одни.

Любовь Зайцева: «Это нужно и нам, и городу, и всей стране. И участники нашей студии, и подростки, которые не занимаются у нас, но живут в Губахе, работают на фестивалях и мероприятиях волонтерами, монтировщиками, артистами. Они стоически выдерживают нагрузки наравне с нами, видят работу изнутри, общаются с актерами, приближаются к процессу создания шедевров и ощущают себя необходимыми. У них появляется понимание того, что они нужны и важны в этом мире».

Совет №2. Создавайте пространство свободы для творческого высказывания подростков и помогайте им поверить, что они могут все

Проект Креативные классы ТАК появился в 2019 году – перекочевал из «Новой Голландии» и школы «Маяк» на Матисов остров. Идея команды (это театральный художник Яна Глушанок, оператор Анна Амплеева и директор Мария Кочнева) заключалась в том, чтобы дать детям и подросткам творческое образование в сфере театра, анимации и кино, научить их воплощать фантазии с помощью разных медиа в проектной работе. Это не про то, чтобы научить рисовать, хотя базовые навыки дети получают. Это про то, чтобы поселить в подростке уверенность, что его идеи имеют право быть озвученными, услышанными, реализованными.

Проект поддержали театральный художник Эмиль Капелюш, режиссер Яна Тумина, режиссер анимации Маша Дубровина, актеры театра «Мастерская» Вера Латышева и Федор Климов, действующие практики из петербургской театральной и художественной среды. За короткое время удалось организовать коллаборации с ЦВЗ «Манеж», Мариинским театром, музеем Корабельного института, благотворительной организацией «Перспективы». Проект получил отклик от взрослых и детей, которые ищут себя в изменчивом мире, которых не устраивают традиционные подходы к образовательному процессу. В Креативные классы ТАК приходят, как правило, дети и подростки, которые мыслят нешаблонно, но не могут выразить это в обычной среде – боятся остаться непонятыми. В ТАКе таких точно поймут, примут, поддержат, помогут увидеть свою суть, ценность, талант. Даже не творческий, а просто человеческий – талант живой души.

Финансовой поддержки у проекта нет, что особенно остро ощущается в контексте пандемии. Но процесс идет – ищутся спонсоры, выходы на госструктуры, подаются заявки на гранты. В общем, делается все, через что проходит любой независимый проект, который ищет ресурсы для движения вперед. Но главный ресурс есть – вера в свое дело и миссию: давать молодым людям, детям, подросткам пространство, где они не будут чувствовать себя белой вороной, где смогут раскрыть свои таланты через средства театра, кино и анимации.

Совет №3: Будьте честными и не пытайтесь занять позицию выше подростков

Константин Кучикин

Третий год на семинаре выступает Константин Кучикин, главный режиссер Хабаровского театра юного зрителя, лидер и зачинатель прорывных для города и края проектов, которые меняют представление людей о театре. Свою «мягкую» театральную революцию он осуществляет с момента, когда только возглавил театр и стал свидетелем прилетевшей на сцену банки пива во время спектакля. Тогда он решил, что сделает все, чтобы такое не повторилось. Год за годом работа в этом направлении дает мощные плоды.

В этот раз Константин Кучикин рассказал о проектах, которые театр реализует для подростков и с их участием. В частности, о вербатиме «Мясо», которому предшествовал долгий подготовительный процесс. Режиссер Ольга Подкорытова не просто собирала истории подростков. Участники проекта фиксировали свои мысли в моменте, записывали их, а потом из этого вычленяли главное. Разницы не делали – из какой семьи, о чем говорит, как себя выражает. Принимали всех. Всем давали возможность высказаться и почувствовать себя услышанными, создали доверительную обстановку и пространство глубокой эмоциональной работы. И никаких психологических тренингов, никаких педагогических уловок. Только живое, искреннее, открытое общение.

Когда собранный материал структурировали драматургически и предложили подросткам прочитать их тексты на сцене, оказалось, что они не готовы вынести на поверхность свои откровения. Тогда сделали так: поменялись историям, сделав автора неизвестным. Трансформация произошла спустя полгода, когда «Мясо» решили показать еще раз: ребята принципиально настаивали на том, чтобы прочитать именно свои тексты, не боясь осуждения, критики, непонимания со стороны взрослых, родителей, сверстников.

Еще один прорыв произошел, когда спектакль показали в рамках благотворительного фестиваля чиновникам в городском доме культуры. Взрослые восприняли ребят всерьез, выслушав их монологи. Подростки, в свою очередь, получили важный опыт: кто-то понял, что он в таком месте точно бы не стал работать, кто-то почувствовал бесполезность и безысходность, а кто-то, наоборот, впервые ощутил, что имеет голос и может высказаться.

На вопрос, как им удается расположить к себе подростков и разрешать конфликты, Кучикин ответил: «Нужно суметь их расслабить и привязать к себе. Мы работаем интуицией и невмешательством». Подтвердила с точки зрения психологии эту мысль Наталья Стриевская-Колмановская, еще один постоянный участник семинара: если театр, театральный режиссер (да и вообще любой человек) проявят к подростку искреннее внимание и сопереживание – без назидания и заискивания – подросток на это откликнется. Главное – чтобы они постоянно осознавали, что есть место и люди, которые их ждут, которые готовы им помочь, услышать и поддержать. Поэтому проекты, подобные спектаклю «Мясо», – это не разовая акция. Это долговременная история и огромная ответственность за тех, кто туда приходит.

Лайфхак №4. Главные позиции для подросткового театра:

Наталья Колмановская

– Ищите особую доверительность с этим «инвалидизированным» зрителем (имеется в виду хрупкость и ранимость подростков, их мнительность, неуверенность, склонность к сомнениям и переживаниям).

– Не бойтесь говорить им правду.

– Пробуйте новые формы, которые будут откликаться молодым, но черпайте лучшие образцы из культуры, а не слепо следуйте вре́менным веяниям и новомодным течениям, даже если они популярны у подростков. 

Психолог Наталья Стриевская-Колмановская отталкивается от тезиса, что человек ведет себя плохо, когда ему плохо. А подростку плохо постоянно – из-за заниженной самооценки, из-за растерянности: только вчера, когда он был ребенком, все получалось, и вдруг уже сегодня не получается ничего. Добавьте к этому недоверие к взрослым, которые все время пытаются чему-то учить или довольствуются дежурными вопросами. А нужно живое общение, которое сегодня – в дефиците. Подростки смогут и будут разговаривать только с тем, кто решится продраться через их недоверие, не испугается возможной на первом этапе холодности или оборонительной позиции, даст ощущение защищенности. И тогда они уже не уйдут – они будут доверять.

Еще несколько советов психолога, которые пригодятся и в создании спектаклей, и в составлении репертуарной политики (особенно в детских и молодежных театрах), и просто в человеческом общении:

– Нужно помнить, что психика подростков борется за свою индивидуальность, что зачастую заставляет их чувствовать дисгармонию с собой и миром. Подростка пытаются сделать «правильным», а он этому сопротивляется, борется за свою креативность. Либо же его обвиняют в бездействии, а он, возможно, на самом деле просто боится быть неуспешным, провалиться, и поэтому не берется за дело. Все эти стратегии общения неэффективны.

– Сегодня при взаимодействии с подростками уже недопустима назидательная интонация, угрозы наказания. Чтобы вырастить из них личностей, не нужно пугать оценками и стимулировать конкуренцию. В новом мире важна не соревновательность, но индивидуальность.

– Нужно развивать абстрактное, креативное мышление у подростка, а не оперативное, нацеленное на поиск единственно верного решения конкретной задачи.

Совет №5. Творите для подростков чудеса и сами в эти чудеса верьте

Иван Куркин

Практическим примером того, что происходит, если учитывать психологические нюансы, озвученные Натальей Стриевской-Колмановской, является проект «Нить Ариадны». О нем рассказал его сооснователь Иван Куркин. Команда проекта ставит своей целью творить чудеса. Это не игра слов, не ирония, не красивая фраза. За этими словами стоит крепкая и продуманная концепция, в основе которой – желание сохранить у подростков живую душу, сформировать мыслящее сознание и стимулировать чувство ответственности за свои поступки. Достигается эта задача не через лекции, семинары или тренинги, а через игру, в игровом пространстве, где у каждого участника – своя роль, свои цели, которые он может и не выполнять. Деструктивные посылы здесь тоже будут приняты и превратятся в полезный для всех опыт.

С 2005 года в лагере «Нить Ариадны» разработано и реализовано 70 игровых программ, основанных на сюжетах известных книг, фильмов, сказок, компьютерных игр. Погружаясь в фантастическую реальность, становясь персонажами чудесных миров, ребята попадают в ресурсное поле, где могут не только отдохнуть, переключиться, выйти из повседневного контекста «дом-школа-дом», но и научиться критическому осмыслению реальности. Это пространство, в котором дети могут размышлять, думать о себе, о мире, не стесняясь и не боясь выражать свое мнение. Это место, где нет правильных и неправильных ответов, но есть принятие и готовность понять каждого.

Иван Куркин: «Обычно считается, что ребенок – это сосуд, в который мы вкладываем знания, ценности, информацию, модели поведения. Мы принципиально по-другому подходим к этому процессу: совместно с ними занимаемся поисками сегодняшнего смысла – как и что сегодня правильно делать, как правильно проживать сегодняшний день. Невозможно вкладывать что-то туда, где уже что-то есть. Поэтому мы стараемся услышать то, что уже есть в подростках, и вместе с ними найти ключ к завтрашнему дню – понять, как его проживать, что важно сегодня и что будет важно завтра».

Совет №6: Документальный театр обязательно должен быть в работе с подростками

О своем опыте документального театра, связанного с подростками, рассказали режиссер Петр Чижов и драматург Ксения Савельева. Вместе с еще одним драматургом, Элиной Петровой, они создали независимый театральный проект «Место», художественно исследующий память. Начали со Смоленска, родного города Петра Чижова. «Мне хотелось остановить время, зафиксировать город в том моменте, в котором он был. Я чувствовал, как он уходил, растворялся, стирался из моей памяти, и мне хотелось его артикулировать», – объяснил режиссер. Суть проекта в том, чтобы сделать это не автономно, а вместе с жителями, вовлечь их в процесс. Для этого проводятся лекции про современный театр, чтобы создать контекст, затем через людей узнается само место, его ключевые события и реалии, то есть делается срез жизни города – в его прошлом и настоящем. Из собранного материала создается пьеса, читка и обсуждение которой проходят с участием горожан. Подобные проекты были реализованы в Вологде и Сергиевом Посаде. Сейчас ребята готовы приехать в любой город и по запросу театральной или другой культурной институции сделать портрет места с привлечением партиципаторных практик и включением горожан в эту творческую работу.

Другой проект команды – работа с подростками, в частности, семейная пьеса «Письма к родителям», которая была написана год назад для спектакля Вологодского драмтеатра. Финальная постановка состоит из двух частей: первая – это рассказы подростков на важные для них темы, вторая – письма взрослых своим родителям. Письма, полные откровений, искренности, отчаяния, слез, боли. Письма, которые эти люди не решатся показать адресатам или просто не смогут, потому что тех уже нет в живых. Сопоставление этих историй – подростковых и взрослых – придает проекту еще большую глубину. Такой проект тоже можно реализовать в любом городе, в любом ТЮЗе – ребята открыты сотрудничеству и предложениям. И ценность его будет огромна, так как это возможность проговорить и перепрожить, отрефлексировать и отпустить самые глубинные и зачастую болезненные переживания, освободиться и жить дальше, понять, что каждый человек – вселенная со своими историями, каждая из которых имеет право быть рассказанной и услышанной.

Совет №7. Помогайте детям и взрослым стать ближе друг к другу средствами театра

Марфа Горвиц

С концепцией, которую проводит Петр Чижов и его команда, перекликается проект режиссера Марфы Горвиц «Когда мама была маленькой», своеобразный «Rimini Protokol для детей», как называет его сама Марфа. Для проекта нужны 15 пар родитель-ребенок. В течение четырех дней они работают с режиссером, хореографом, драматургом и художником, проходят интенсивный тренинг, ряд мастер-классов. В процессе определенным образом собирается документальный материал, который потом становится пьесой. Взрослые вспоминают ситуации из детства, которые были для них наиглавнейшим достижением и наижутчайшим провалом. А рассказывают эти истории потом их дети. И получается прекрасная вещь: дети узнают про реалии прошлого, которых сейчас нет, например, про автоматы, выдающие газировку, больше времени проводят в прямом контакте с родителями, как и родители – с детьми. И главное: и взрослые, и юные участники начинают лучше понимать друг друга. Дети вдруг осознают, что они с родителями – в одной лодке, что те тоже когда-то были маленькими и переживали точно такие же эмоциональные трудности, с которыми дети сталкиваются сейчас.

«Когда мама была маленькой» – только одна часть большого проекта Марфы Горвиц – детской документальной театральной лаборатории. В ней также есть подобная программа для подростков, только они участвуют без родителей, проговаривают свои страхи, рассказывают про сны. Третья программа, тоже для подростков, – «Семейная реликвия», когда участники придумывают истории по старым фотографиям своих родственников.

«Четвертая программа, которую мы разработали с драматургом Любой Стрижак, но пока не испробовали, – это когда постижение школьной классики происходит через личный опыт, – рассказывает Марфа Горвиц. – Детям предлагается сцена, например, из «Евгения Онегина», которая им не близка, а затем их просят вспомнить ситуацию из личного опыта, которая как-то пересекается с тем фрагментом, и попробовать идентифицировать себя с кем-то из персонажей. Так происходит сближение с классикой».

После выступления на семинаре Марфа Горфиц поехала в Томск, где они будут заниматься этой лабораторией с расчетом на долговременное сотрудничество и ежемесячные показы получившегося спектакля. Любой другой город, любой театр может привлечь к сотрудничеству команду проекта и организовать эту интересную и полезную с точки зрения психологии, социализации, педагогики и театра историю.

Совет №8. Говорите. Больше говорите. Не бойтесь говорить.

Сергей Казарновский

«Нам не хватает говорения», – считает директор и художественный руководитель Центра образования №686 «Класс-Центр» Сергей Казарновский. С детьми и подростками нужно общаться – открыто, глубоко, внимательно, – чтобы понять, в чем их интерес и потребность, и можем ли мы им это дать. Собственно, на этом и должно строиться общение людей вообще – на стремлении услышать потребности и запросы другого, задуматься, готов ли ты эти потребности удовлетворить, а если не готов, то что можешь с этим сделать, не вступая в конфликт и не отстраняясь.

В «Класс-Центре» общие предметы объединяются с художественным образованием, в частности с театральной культурой и культурологическими дисциплинами. Так реализуется метапредметность – один предмет помогает понять другой, а вместе они учат жизни. Когда нет явного разделения и противопоставления на основное и дополнительное образование, создается среда, в которой у ребенка формируется абстрактное, образное, нешаблонное мышление, свобода от стереотипов, что в дальнейшем поможет ему сориентироваться в новом мире и легче увидеть свой путь и понять, кем быть и как жить.

Об одном из своих проектов Сергей Казарновский рассказал подробнее – о сборнике рассказов, которые написали подростки. Когда он ставил с детьми спектакль по рассказу Туве Янссон «Дитя-невидимка», он спросил учеников, хотелось ли им когда-нибудь исчезнуть. Размышляя на эту тему, острую для всех, ребята стали делиться историями, которые потом стали книгой «Когда я хотел исчезнуть». В ней – не только истории, связанные с эмоционально заряженными ситуациями из жизни подростков, но и рецепты, которые помогут излечиться от желания быть невидимым в этом мире и понять, зачем все это было нужно и как прекрасна эта сложная и непонятная порою жизнь.

Совет №9. Читайте детскую прозу – российскую и зарубежную. Это кладезь материала для постановки в современном детском театре.

Выступление переводчика, члена Гильдии «Мастера литературного перевода» Ольги Варшавер требует отдельной статьи (как, впрочем, и выступления всех других спикеров) – столько там полезной информации и конкретных названий, авторов, источников, ресурсов. Сегодня, утверждает Ольга Варшавер, потенциал детской литературы и прозы для театра гораздо серьезнее, чем взрослая литература и современная драматургия. Есть новые хорошие пьесы для детей, но в области прозы – настоящие клады.

Вот некоторые ключевые моменты, которые могут быть важны и полезны театрам:

– Режиссеры мало сами читают прозу. Это вынуждает драматургов и писателей создавать инсценировки, свои интерпретации, которые потом могут быть поставлены на сцене.

– Многих авторов при написании инсценировок пугают вопросы авторского права. И вообще это считается поденной, неблагодарной работой. Но это не так! Пренебрегать такой возможностью не стоит.

– Сегодня наблюдается бум новых авторов в детской литературе – и в российской, и в переводной. Пока она, что хорошо, – в бумаге и еще какое-то время будет выживать в таком формате. По тематике, содержанию, качеству и глубине эти тексты – прекрасный материал для постановки в театре.

– По исследованиям издательства Scholastic, дети от 7 до 11 лет любят расследования и тайны, детективные истории; подростки от 12 до 15 лет любят читать про героев и брать их за образец для подражания; более старшие подростки выбирают фэнтези – то, что поможет уйти от действительности. Учитывать это полезно и при выборе материала для спектакля.

Чтобы понять, что интересно молодым людям, подросткам, лучше спрашивать об этом их самих, смотреть, о чем они общаются на форумах. Именно там, в интернете, а не в библиотеках или в общении со взрослыми, они делятся сокровенным и говорят о том, что для них актуально.

Чтобы найти хорошую книгу для постановки в театре, можно обращать внимание на несколько источников:

– Крупные литературные премии (крупнейшая, литературная «нобелевка» – премия Андерсена, Медаль Ньюбери Ассоциации американских библиотекарей, Британская медаль Карнеги) – так просто их не выдают, а это значит, что там действительно хорошая литература.

– Крупные российские издательства («Самокат», «Розовый жираф», «КомпасГид», «Клевер», «Белая ворона», «Миф», который перешел к «Эксмо», «Вилле-Винке», вошедший в АСТ).

– Сайт «Папмамбук» – библиотека рецензий специалистов и отзывов родителей о новых стоящих внимания книгах для детей и подростков.

– Конкурс «Книжный эксперт XXI века», где подростки пишут рецензии и сами выбирают, о каких книгах будут писать.

– Книжные клубы, которые затрагивают вопросы о том, что болит у сегодняшних подростков (например, книжный клуб в Литмузее Дины Батий и Анастасии Дансовской).

Сайт Андрея Жвалевского.

– Российские литературные конкурсы (премия Крапивина, конкурс «Книгуру», тексты лауреатов которого в свободном доступе есть на их сайте).

Ольга Варшавер также назвала конкретных авторов и книги, которые уже были поставлены в России или только ждут своего часа, которые вызвали огромный интерес во всем мире и пока не так раскручены в России. Перечислила она и темы, которые потенциально важны для осмысления в театре – дети с особыми потребностями, война, история страны. Очень важно, заключила она, говорить с детьми обо всем, даже на табуированные темы.

Посмотреть выступления спикеров и узнать все подробности можно в социальных сетях фестиваля «Арлекин» – в группах Facebook и ВК.