Партнерские проекты: Арлекин 2024

Театр, где играют дети

На образовательном семинаре фестиваля «Арлекин» обсудили проблемы, объединённые общей темой – «Театр, где играют дети», в том числе судьбу театральных студий в школах. За дискуссией следила Екатерина Сырцева.

Встреча практиков театра для обсуждения насущных тем – обязательная часть программы фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». В этом году в центре внимания участников – формы работы с детьми средствами театра. Вопрос актуальный, особенно для школ: к концу 2024 года в каждой школе России должен быть создан свой театр. Такую задачу в марте прошлого года поставил Минпросвещения Российской Федерации. Задачу поставили чиновники, а выполнять – школам. И как это сделать, не совсем понятно, хоть специалисты Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий и выпустили методические рекомендации. В них расписано, кто должен вести занятия в школьной театральной студии, как это делать, сколько денег нужно на то, чтобы оборудовать школьный театр. Сумма, к слову, немалая – 726 тысяч рублей.

Тот же Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий провёл опрос, в котором приняла участие 42161 образовательная организация. По его результатам, в феврале 2022 года в стране насчитывалось 11598 школьных театров – кружков, студий, детских творческих объединений. То есть только в 27% школ в России есть театральные студии. И удастся ли к концу 2024 года повысить эту цифру на 73% – вопрос. И не единственный.
Даже если представить, что в каждой школе -– свой театр (что само по себе хорошо), то как это всё будет работать? Во время своего выступления на семинаре связанные с этим беспокойства озвучила Галина Мотошина, председатель городского учебно-методического объединения руководителей школьных театров государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В частности, кто будет вести занятия? Практика показывает, что заниматься школьным театром преподавателей назначают рандомно – это может быть учитель русского языка и литературы, а может быть физрук. А ещё им это может быть совершенно неинтересно. В итоге страдает качество. Галина Мотошина не только руководит театральной студией «Счастливая Долина», но и14 лет занимается проведением фестиваля «Театральный марафон», в котором принимают участие молодёжные коллективы, в том числе – школьные театральные студии, и, отбирая заявки, смотрит огромное количество видеозаписей спектаклей. Частая ситуация – примитивные мизансцены и декламация. Ещё одна проблема: даже если педагог что-то понимает в театре, он вряд ли компетентен в театральной педагогике. И, наконец, вопрос помещения: некоторые театральные студии репетируют в школьном коридоре или учебном классе, сдвинув парты. Далеко не все школы (особенно в удалённых регионах и небольших населённых пунктах) могут себе позволить потратить почти миллион на то, чтобы закупить оборудование и организовать подходящее для театральных занятий помещение.

Успешный пример того, какими могут быть занятия в школьной студии, представила Виктория Воробьёва, руководитель и педагог Школы–студии–театра «Перевоплощение» петербургской средней общеобразовательной школы № 27. Актриса, старший преподаватель факультета актёрского искусства и режиссуры РГИСИ, она определённо может дать детям больше, чем учитель математики, которого обязали вести театральный кружок. Но, рассказывая о своём опыте, Виктория Воробьёва отметила принципиальный момент, который она поняла за время работы в общеобразовательном учебном учреждении: навязывать театр в школе нельзя. Работать с детьми так же, как со студентами театрального вуза – не лучшая идея. Эту же мысль развил Сергей Бызгу, актёр Санкт-Петербургского драмтеатра имени В.Ф. Комиссаржевской, художественный руководитель Санкт-Петербургской детской театральной студии «Театр-Класс». В ответ на беспокойство Галины Мотошиной по поводу отсутствия опыта театральной педагогики в школах он признался, что не верит в экспресс-подготовку театральных педагогов. Стать таким специалистом можно, только если напрямую перенимать опыт мастера. Краткосрочные курсы повышения квалификации не помогут. Не менее важны жизненный опыт и эстетический вкус педагога. Если это есть, всё получится. Если нет, педагог в школьной театральной студии будет либо ставить что-нибудь вроде «Чучела», либо самовыражаться за счёт детей, не особо заботясь об их развитии, либо и то, и другое. И, наконец, важно понимать: институтские упражнения, которые проходят во время обучения студенты актёрских факультетов, неприменимы к детям, потому что «дети – это другой механизм». И учить их нужно не тому, как стать актёром, а тому, чтобы стать человеком, понимая, что «энергия и природа детей бывает больше и сильнее педагогов и того, что они делают».
Схожих взглядов придерживается Лариса Дмитриева, актриса, основатель театрального отделения Лицея искусств «Санкт-Петербург», преподаватель актёрского мастерства. Рассказывая о своих авторских методиках преподавания, она отметила важную роль музыки в процессе работы с детьми. Придумывание историй через музыку – это и про воспитание чувств, и про формирование вкуса. И это важнее, чем просто создание спектакля.

Разноплановый и захватывающий опыт, которым поделились руководители негосударственных театральных студий и проектов по работе с детьми и подростками, сходится в одном: с детьми можно только по любви, только на равных, только от сердца, не заискивая, но приглашая к сотворчеству. Тогда всё случится. Примером может служить колоссальная работа, которую ведёт с подростками ещё один участник семинара – режиссёр Дмитрий Крестьянкин в «Театральном доме» – проекте благотворительного фонда «Подари мне крылья» (фонд поддерживает подростков и молодых взрослых с опытом сиротства и особенностями здоровья). «Театральный дом» – проект прежде всего наставнический, социальный. Педагоги используют в работе методики драма- и театротерапии, объединяют подростков, переживающих сложные обстоятельства, с теми, у кого есть семья и дом, создают безопасную среду и берут только те вопросы и темы, которые реально интересны ребятам. Результаты пяти лет существования «Театрального дома» можно измерить в процентах: на 50% у участников вырос уровень доверия друг к другу, на 80% снизился уровень агрессии, меньше стал уровень ситуативной (на 33%) и личностной (на 24%) тревожности, 29% участников повысили самооценку. А можно «измерить» результаты спектаклями, впечатления от которых лично у меня порой сильнее, чем от того, что видишь в «обычном» театре.
Первой совместной работой Дмитрия Крестьянкина, его коллег и подростков в «Театральном доме» была «Одиссея 2К19». Взяв за основу эпос о возвращении домой (и одновременно о поиске своего дома), участники проекта сделали документальный спектакль, в котором мотивы поэмы Гомера вплетаются в реальные истории подростков – рассказанные ли словами или исполненные без слов, в виде танца, например. После была «Илиада» – спектакль, выросший из размышлений о том, что такое война как конфронтация полярных сил, как вынужденная необходимость справляться с жестокой и несправедливой реальностью, которая заставляет детей взрослеть раньше времени. И снова тот же ход: содержательная сторона, мысли, тексты были продиктованы опытом и восприятием мира самих ребят, а Дмитрий Крестьянкин как режиссёр помогал подросткам раскрыться, высказаться и оформить чувства и переживания в художественный образ.

Режиссёр, театральный куратор Иван Куркин рассказал о паратеатральных ролевых программах, на которых построена работа игрового лагеря «Нить Ариадны». Каждая смена – погружение в фантастическую реальность, в которой подростки становятся персонажами разных миров, перевоплощаясь в выдуманных героев и следуя определённым правилам игры. И миры-то эти, может, и выдуманные, но их смысловая основа и заложенные в сценарии идеи и ценности – самые что ни на есть реальные и актуальные – совесть, права человека, работа с исторической памятью, человечность. Играя, подростки принимают решения и видят последствия своих действий. Получается своего рода подготовка к реальной жизни и проверка своих ценностей и принципов на прочность. Но без назидания и пафоса, без абстракций и морализаторства. За игровой механикой и театральными приёмами скрывается конкретная цель создателей лагеря: помочь подросткам поверить в то, что они сами создают свою реальность, они определяют будущее, и только от них зависит, каким оно будет. Этот проект Иван Куркин разрабатывал, опираясь на принципы горизонтальных отношений. Он обращался к книгам «Педагогика угнетённых» Паулу Фрейре, «Театр угнетённых» Аугусто Боаля, «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу, в которых утверждались новые подходы к межличностным отношениям, основанные на взаимном уважении, на вере в то, что мы сами можем построить мир, где жить будет лучше.

Создавать миры учат подростков и в Креативных классах ТАК. Этот петербургский проект представила его координатор, театральный критик Екатерина Сырцева. Были показаны некоторые работы участников проекта – арт-объекты, макеты декораций, спектакли, созданные ими на стыке театра художника, театра теней, анимации, кино. За аббревиатурой ТАК скрываются театр, анимация, кино, однако направлений гораздо больше – архитектура, дизайн костюма, живопись, история театра, актёрское мастерство (о преподавании этой дисциплины рассказал актёр Дмитрий Хохлов). Учащиеся всех направлений под руководством действующих театральных художников, актёров, режиссеров театра и кино работают над проектами, из которых вполне можно сформировать портфолио для поступления на сценографический факультет Школы-студии МХАТ, например (одна из студенток сейчас готовится к поступлению), или в любой другой творческий вуз (ещё одна студентка учится в берлинской художественной академии Weißensee Kunsthochschule). Однако своей миссией создатели ТАК и его руководитель Яна Глушанок видят не только в подготовке театральных художников, актеров или режиссеров анимации. Высшая цель – помочь подросткам стать свободными, счастливыми людьми, у которых есть собственная позиция и вера в себя, для которых на первом месте – созидание, уважение к другим, умение доводить свои идеи до воплощения.

Схожие ценности и цели – у проекта «Дети райка» – независимой театральной студии «Дети райка», основанной в Москве Натальей Туровской. Проект представила Катерина Антонова, театровед, мама школьницы, посещающей «Дети райка». Работа в студии ведётся по определённой модели: профессиональные педагоги создают спектакли высокого художественного уровня с участием детей и подростков, основанные на современной литературе и затрагивающие злободневные темы и вопросы. «Дети райка» – настоящая экосистема, куда можно прийти в 4 года и остаться до 21-го, участвуя в непрекращающемся творческом процессе. Это место, где с детьми работают на основе уважения и любви, а не методом принуждения и подавления. Если сказать совсем просто, здесь не ругают (при этом дисциплина и интенсивность работы – на уровне с профессиональными театрами). А когда тебя не ругают, когда в тебя верят, слышат тебя, появляется мотив действовать, высказываться, творить. Если у ребёнка (как и у человека любого возраста) мотивация идёт изнутри, это уже 80% успеха. Так в студии «Дети райка» рождаются талантливые спектакли и взрослеют свободные, уверенные в себе люди.
Последнее утверждение можно отнести и к московской школе «Класс-центр» Департамента культуры Москвы, о принципах работы которой рассказал её основатель, директор и художественный руководитель Сергей Казарновский. Один из манифестируемых им принципов заключается в том, что творчество, искусство, всё, что связано в школе с театром, музыкой, игрой, – это не «дополнительное образование», но неотъемлемая часть основного, важный инструмент формирования личности ребёнка. Структура «Класс-центра» включает в себя общеобразовательную, музыкальную, драматическую школы и программу «История про театр» – разговор об истории искусства на примере театра. Занятия во всех этих четырёх направлениях основаны на нескольких принципах, первый из которых – метапредметность (создание целостной картины мира через определённые образовательные технологии). Второй принцип – драматизация образования: каждый педагог должен выстраивать режиссуру урока и связывать факт с образом, чтобы сформировать понятие о предмете, говорить через эмоции, чтобы выйти за алгоритм. В «Класс-центре» создана единая образовательная среда для детей с разными возможностями. Инклюзия возникает не за партой, а в совместном творческом процессе – через танец, музыку, игру, поэзию.

Один из важных выводов, сделанных Сергеем Казарновским в завершении семинара, следующий: противостоять агрессивной среде сегодня можно только с помощью просвещения и гуманизма, внедряя понимание того, что каждый важен и нужен. И школьный театр в таком контексте – необходимая часть образовательного процесса. И не так важно, будет ли у школы оборудование на миллион рублей, собственная сцена и профессиональные театральные педагоги. Если будет стремление услышать и понять детей, вместе с ними через творчество создавать лучший мир и утверждать ценности добра, свободы и человечности, всё получится. Случится ли это в тех самых 73% школ, неизвестно. Есть ли это в 27% – тоже. Но те проекты, которые уже есть, тот опыт, о котором было рассказано на образовательном семинаре фестиваля «Арлекин», даёт веру, что не всё потеряно, и добро всё-таки победит.

___

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».