Партнерские проекты: Арлекин 2024

Слово подросткам

В апреле в Петербурге прошел XХI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» и были вручены награды Национальной театральной премии «Арлекин». Своими впечатлениями от фестиваля делится Марина Шимадина
Гвоздь программы

Победителем фестиваля, получившим гран-при и еще две частные премии за режиссуру и хореографию, стал «Евгений Онегин» Красноярского театра юных зрителей в постановке Мурата Абулкатинова. И думается, эта победа сыграла свою роль в том, что Абулкатинова вскоре назначили главным режиссером Красноярского ТЮЗа. Но этот спектакль, к сожалению, не смогли показать в Петербурге, как и конкурсный «Остров сокровищ» РАМТа, поэтому хедлайнерами на самом фестивале стали другие работы.

Бурятский театр драмы из Улан-Удэ, победивший на прошлом году со спектаклем «Эмге / Бабушка», привез на фестиваль новую работу Сойжин Жамбаловой, созданную в том числе на средства денежной премии «Арлекина». «Долгин / Волна» поставлена по книге Тода Штрассера о вышедшем из под контроля эксперименте, где учитель истории создает в школе ячейку фашистского по сути движения. Эта история, знакомая нашим зрителям по камерному спектаклю в РАМТе, на бурятском языке и на большой сцене звучит с особой экспрессией: пестрая ватага школьников постепенно превращается в безликую послушную массу, а метафорой их перерождения становится танец с баскетбольными мячами, которые в какой-то момент «заменяют» героям головы. Тут многое понятно и без перевода, потому что выражено с помощью музыки и пластики, и эта физическая энергия заряжает, подключает и заставляет сопереживать весь зал.
Спектакль «Калечина-Малечина»
Еще один спектакль Сойжин Жамбаловой, которая становится все более заметной фигурой в детском театре, показал Няганьский ТЮЗ. В ее «Калечине-Малечине» текст удивительной повести Евгении Некрасовой про «невыросшую» девочку Катю и ее волшебную помощницу Кикимору сочетается с личными монологами актеров о пережитом буллинге и других детских травмах. В пространстве спектакля тоже сталкиваются два мира: серая реальность – глухой бетонный забор, и фольклорное, стихийное начало, выраженное в фантастических костюмах и кокошниках. И конечно, в музыке Дахалэ Жамбалова, получившего премию «Арлекина», как и исполнительница главной роли Мария Васильева.

А сам Няганьский ТЮЗ был заслуженно удостоен почетной премии «За весомый вклад в развитие детского театра в России». Этот маленький театр в Ханты-Мансийском округе, в городе с населением в 50 тысяч человек, может дать фору многим столичным, так как его директор Анастасия Постникова не боится идти на эксперимент, брать новых авторов и приглашать молодых режиссеров. Своим богатым опытом она поделилась на презентации театра в рамках программы «Эхо Арлекина».
Спектакль «Эйнштейн, или Что нам светит»
Из жизни замечательных людей

Известный петербургский театр Karlsson Haus впервые принял участие в фестивале (так как на конкурс не принимаются кукольные постановки) со спектаклем Натальи Слащевой «Эйнштейн, или Что нам светит». Он посвящен не столько личности великого ученого, хотя тут подробно рассказывают про его детство, сколько теме познания как такового, любопытства и способности бесконечно задавать вопросы миру, который начинает тебе отвечать. Именно эти качества помогли Эйнштейну сделать его открытия и поймать самую маленькую частицу вселенной. Спектакль построен в формате сторителлинга с минимальным реквизитом и разыгрывают его всего два актера – Кристина Цуркан и Филипп Бородин, разделивший на «Арлекине» премию за лучшую мужскую роль с Алексеем Блохиным из РАМТа (тот сыграл Тома в «Острове сокровищ»).

Еще одному важному имени в современной науке был посвящен спектакль Кировского театра кукол «Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе», показанный во внеконкурсной программе. Постановка Алексея Егорова основана на автобиографии знаменитого британского астрофизика, который даже прикованным к инвалидному креслу не оставлял научных изысканий. Актер Егор Паншин не играет болезнь, физическую немощь, скорее – внутреннего Хокинга, чувствующего себя рок-звездой и покорителем далеких галактик. Его моноспектакль – нечто среднее между лекцией и исповедью, и еще немного театр предметов, ведь рассказывают эту историю все же кукольники.

Фигура последнего директора императорских театров Владимира Теляковского, наверное, известна мало кому из зрителей (не считая театроведов), но режиссер Дмитрий Крестьянкин поставил по его письмам и дневникам спектакль, способный увлечь даже подростков. Его «Красный фонарь», созданный в Театральном музее Петербурга, похож то на историческое расследование, то на ироничный стендап, где песня «Дубинушка», за которую Шаляпина чуть было не уволили из театра, сочетается с цитатами из Хаски. Да и вообще, бурлящая реальность 1905 года оказывается удивительно похожей на нашу, выживание в ней требовало недюжинной воли, смелости, ума и дипломатии – и этому у Теляковского можно поучиться.
Спектакль «Приключения Рустема»
Играем в классиков

Из Казани на фестиваль в Петербург приехали сразу два ТЮЗа – русский и татарский. Последний привез постановку Тимура Кулова «Приключения Рустема» по известной фантастической повести Аделя Кутуя про мальчика, который стал невидимым и ушел на фронт, чтобы найти своего отца. Тут удивительным образом сочетаются фольклорные и бытовые реалии, а бабушкина сказка про волшебный цветок папоротника – с военными буднями. При этом Булат Гатауллин играет Рустема, а Альбина Гайзуллина – всех остальных персонажей, что добавляет спектаклю яркой театральности и гротеска. Вместе они получили премию «Арлекин» за лучший актерский ансамбль.

Радион Букаев в Казанском русском ТЮЗе придумал собственную версию «Руслана и Людмилы» наоборот – спектакль называется «Людмила и Руслан», и его главной героиней становится именно Людмила. После всем известного зачина про Лукоморье, который зал читает хором, сцены свадьбы и появления Черномора все идет не так. В спектакле Людмила – не пассивная жертва похищения, она готова постоять за себя и сама отправляется на поиски жениха. Но ее приключения показаны исключительно с помощью пластики, без слов, либретто не очень помогает, так что публике остается только догадываться о содержании и значении той или иной сцены и полагаться только на эмоции и ощущения, что значительно затрудняет восприятие.
Спектакль «Руслан и Людмила»
Антон Оконешников в Александринском театре поставил ту же поэму Пушкина как захватывающий экшн – с невероятными сценическими эффектами, арт-объектами, видеосъемкой и анимацией. Тут и погони, и сражения, и всякие чудеса новых технологий, много юмора и динамики. Действие начинается в библиотеке, где бабушка читает внучке любимую книгу, и поэма вдруг оживает и оказывается увлекательным приключенческим сюжетом, как и было задумано автором. Только рассказана она с помощью понятных современным детям образов, с отсылками к кино и массовой культуре. Правда, в отличие от Андрея Могучего, мастера таких фантастических блокбастеров, Оконешников не вкладывает в эту историю никаких своих, новых смыслов, а просто создает красивую иллюстрацию к известному сюжету. Но и этого не мало, если дети после спектакля скажут, что классика – это классно!
Спектакль «Русские классики»
«Русские классики» Дмитрия Крестьянкина – совершенно иной подход к великой русской литературе, которая «наше все», наш культурный код и прошивка. Соавторы и исполнители спектакля – ребята с опытом сиротства, которые занимаются в студии «Театральный дом». На фестивале они показывали еще один свой спектакль «Крысолов». Подростки рассуждают о школьной программе по литературе: что их бесит в известных героях, что бы о них сказали современные психологи, что они считают «кринжем», и есть ли в русской литературе XIX века сильные независимые героини.

Сначала это очень смешно, порой наивно, местами очень точно. А ближе к финалу становится страшно: русская классика оказывается бесконечной цепью страданий и смертей, как героев, так и самих авторов. И ребята мощно выплескивают этот ужас в своем «русском плясе». В конце концов «классики» из детской игры превращаются в какую-то литературную матрицу, в которой мы все давно живем.
Спектакль «Саша, не бойся!»
Свободное плавание

Петербург славится своими негосударственными театрами. И на фестивале было представлено несколько их работ. «Саша, не бойся!» – постановка Сергея Азеева в независимом петербургском «А-Театре» по повести Евгения Ельчина «Сталинский нос» о честном советском мальчике, которого страшная реальность накрывает накануне приема в пионеры: его отца забирают органы, и Саша должен решить, как и с кем ему жить дальше. В спектакле прекрасная кукла мальчика (как живая) и отличные актерские работы Стаса Дёмина-Левиймана, играющего Сашу в живом плане, и Анны Лебедь-Кочетковой – она исполняет все остальные роли и мгновенно и виртуозно меняет маски. Получается трагическая и смешная одновременно история о страхе, который пронизывает все вокруг, парализует волю людей и толкает их на предательство.

Независимый Театральный проект 27, созданный продюсером Наталией Сергеевской, тоже впервые участвовал в фестивале – со спектаклем «Принц в корзине», который поставил ученик Руслана Кудашова Влад Тутак. Это притча про вечный конфликт родителей и детей на тему «кем быть», отчасти биографический: отец хочет, чтоб сын продолжал его стезю, занимался спортом, играл в баскетбол (отсюда образ корзины), и не понимает его увлечения театром. Причем, этот вполне бытовой сюжет вписан в игровой мир шекспировского театра с королями и принцами, коронами, пышными воротниками и выбеленными лицами, что наделяет историю вневременным, символическим объемом.
Спектакль «45»
«Упсала-цирк», напротив, постоянный участник фестиваля «Арлекин», который всегда поддерживает и отмечает инклюзивный и социальный театр. В студии занимаются сложные подростки, дети из неблагополучных семей – для них «цирк хулиганов», как они себя называют, становится единственным социальным лифтом и возможностью творческой реализации. Новая постановка Ларисы Афанасьевой «45» начинается как обычный школьный урок с прессингом, дрессурой и насаждаемым культом Пушкина. Но дети устраивают бунт – они легко преодолевают школьные запреты, как и законы тяготения: скачут по партам, кувыркаются, да просто летают по сцене! И когда юные артисты читают пушкинское стихотворение «К Чаадаеву», опасно балансируя на высокой шаткой пирамиде из стульев, оно звучит совсем по-другому – не как чужие заученные слова, а как порыв к свободе и надежда, что «звезда пленительного счастья» все же однажды взойдет.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».