Партнерские проекты: Арлекин 2024

«Арлекин»: заметки на полях

В этом году XXI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» представил в Санкт-Петербурге одиннадцать спектаклей конкурсной программы и семь специальных внеконкурсных спектаклей. В программе фестиваля — театры для детей и молодежи Красноярска, Нягани, Казани, Москвы. В список петербургских номинантов вошли Большой театр кукол, Александринский театр, Karlsson Haus, Театральный проект 27 и другие коллективы. Без интриги не обошлось – лауреатом и обладателем статуэтки «Арлекин» стал спектакль, который физически не смог попасть в Северную столицу. Тем интереснее наметить себе путешествие в Красноярский ТЮЗ, где спектакль «Евгений Онегин» теперь отмечен «Арлекином».

Ежегодно «Арлекин» и директор Марина Корнакова стараются представить театральный ландшафт российского театра для детей. В этом году преобладали спектакли для подростков: требовательной особой аудитории, которая, с одной стороны, ищет не-театральных впечатлений (как считают родители), а, с другой стороны, требовательна к репертуару и способу разговора с собой. Тут в афише борется «Калечина-малечина» с классикой «Людмилой и Русланом», а Стивен Хокинг и Эйнштейн становятся героями спектаклей. Поле детского театра действительно широко, так что заметки на полях фестиваля вполне уместны.
Спектакль «Красный фонарь» / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
Проект «Театр в Театральном музее» представил спектакль «Красный фонарь» (режиссер Дмитрий Крестьянкин) – пестрая история в письмах последнего директора императорских театров Владимира Теляковского разыграна ярким актерским дуэтом Ивана Капорина и Максима Сапранова. Зритель тут сидит вокруг актеров вдоль кабинетных стен, из шкафов достаются конверты с фактами и историческими эпизодами: а как бы вы поступили с капризами Кшесинской или скандалом с исполнением Шаляпиным «Дубинушки»? Как вдруг «Антигона» становится нежелательным произведением на сцене? Публике периодически выпадает шанс принять решение за директора и понять, правильно исторически поступили или нет? Кстати, красный фонарь в названии – это историческая примета: когда заменяли спектакль, на здании Александринского театра зажигали красный фонарь. Главный герой спектакля живет в эпоху, когда все время изменяются обстоятельства истории и как хранить этот свет фонаря, зажигать ли, продлевать ли борьбу с историей? Иногда спектакль приобретает вид острого юмористического стендапа, близкого аудитории, иногда удивляет фактами, но в целом оставляет ощущение куража и сопричастности сегодняшним дням. Спектакль получил специальную премию жюри «ЭКСПЕРИМЕНТ» (поиск новых выразительных средств современного театра для детей и подростков).
Визит в «Упсала-цирк» в рамках внеконкурсной программы представивший спектакль «45 минут» – это дань сердечности и новым эмоциям. Спектакль, который сочинялся режиссером Ларисой Афанасьевой и посвящен школьному уроку, тем самым невыносимым 45 минутам скуки и ужаса – это разрушитель школьных «нельзя». Нудный учительский голос будет рассказывать про Пушкина, а дети от 10 до 14 лет, последний выпуск «хулиганов», начнет медленно раскачивать эту школьную систему: то прыжками с парты на парту, то пирамидами из школьных стульев, то жонглированием рюкзаками. Встать на голову? Легко! С одной стороны, а кто из нас этого не делал? Но никто так, как это умеют трогательные и отчаянные юные артисты «Упсалы цирка»: в спектакле есть та самая звенящая нота свободы, которая звучит в стихах Пушкина, и вот уже поэт становится настоящим голосом молодого поколения, которое читает «Оду к вольности» как рэп, на высоте над сценой, падает с этой огромной для меня высоты на маты, крутит сальто и всегда-всегда следит за партнером, готовясь подать руку помощи и поддержки. Для меня, как для зрителя, эти сорок пять минут – про волю к свободе и умение дружить, про Пушкина, которого не раздавить школьной системой, и про умение сохранять друг друга. Зрительный зал ахает в восторге и взрывается аплодисментами – это не просто описание стандартного успеха, это про сопричастность каждому артисту на сцене. Финал спектакля в «Упсале» это всегда немножечко братание, объятия и нежелание уходить из шатра и со сцены.
Спектакль «Калечина-Малечина» / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
Няганский ТЮЗ привез «Калечину-Малечину». В этой тяжелой подростковой истории (режиссер Сойжин Жамбалова), все посвящено мрачной нелюбви, от которой «невыросшие» (то есть подростки) страдают, а «выросшие» (взрослые) способны только быть гротескными, чуть намеченными персонажами мира детей. Папа монотонно агрессивно читает нотации, мама вечно беспомощна, школа и одноклассники – объект выживания. Здесь все отделено глухим забором, будто на городской депрессивной окраине спального района, небольшой человеческий загон, где девочка Катя будет энергично пытаться выживать в мире буллинга и несправедливости, выдумывать себе кикимору-друга, чтобы эту горькую справедливость обрести с ней вместе. Самое живое в этом мире – музыка (абсолютно заслуженно отмеченная жюри премией работа композитора Дахалэ Жамбалова), она бьющееся сердце истории, завораживающая, от фольклорных мотивов к современному динамичному звучанию мира серых детей и серых родителей. Выхода из истории не предназначено: иногда ворвется поток вербатима от актеров, которые будут вспоминать собственное детство, проявленное на серых панельных стенах забора. Но кикиморе искалеченных не победить, хэппиэнд в таком случае – только прийти домой и обнять своих детей.
Спектакль «Саша, не бойся!» / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
Спектакль «Саша, не бойся!» петербургского А-театра по книге Евгения Ельчина «Сталинский нос» на площадке «Скороход» - трогательная и страшная история школьника Саши Зайчика, который поневоле попадает в жернова сталинской эпохи. Режиссер Сергей Азеев делает спектакль как дуэт двух актеров, один из которых возьмет куклу – по ощущением, для безопасности рассказа о том, как отбился нос у фигуры вождя и как запустило это цепочку страшных событий. Станислав Девин-Левийман (Саша) и Анна Лебедь-Кочеткова (виртуозно играющая и соседку, и учительницу, и тетку, и одноклассников) действительно делают спектакль о смелости, потому что уровень тревожности, страха понемногу начинает зашкаливать у зрителей от самого присутствия в пространстве этого узкого кабинета, где Саша Зайчик так честно, так откровенно рассказывает свою жизнь.
Спектакль «Дневник ласточки» / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
Спектакль «Дневник ласточки» (режиссера Ксении Павловой) на сцене БТК – хрупкая крохотная история, в которой узнаешь деликатные интонации общения с детской аудиторией в камерном пространстве, открываешь для себя мир птички, которой надо отважно преодолеть пол-мира, написать дневник о путешествии и показать, как в обычном потоке бытия есть крохотный подвиг исследователя. Это один из немногих спектаклей программы, который предназначен именно для младшей детской аудитории и успешно находит прекрасный баланс между хрупкостью истории и почти образовательным интенсивом о жизни птиц (я вот, взрослый, половину фактов о ласточках не знала).
Спектакль «Руслан и Людмила», Казанский ТЮЗ / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
В программе фестиваля в этом году интересно «отзеркалился» Александр Сергеевич Пушкин – целых два спектакля «Руслана и Людмилы» попали в номинанты. Казанский ТЮЗ представил пластическую драму «Людмила и Руслан» режиссера Радиона Букаева, в котором пушкинский стих звучит сначала интерактивом с залом: про Лукоморье и дуб зеленый зал скандирует, а вот потом история дана практически пунктиром и с надобностью заглянуть в либретто. Людмила теряет жениха на свадьбе и отправляется по пестрому миру искать своего Руслана (который, видимо, проживает все приключения параллельно), фольклорные мотивы здесь переплетаются со странными встречами с другими женщинами (то на боевом коне, то обиженная женщина). История получилась народно-обрядовая, энергичная и с иной точки зрения, женской, – о силе женского сестринства и поддержке. Предполагаю, что это все и снилось Людмиле, когда она заснула чародейским сном в черноморовой шапке.
Спектакль «Руслан и Людмила», Александринский театр / фото предоставлено Пресс-службой фестиваля
«Руслан и Людмила» режиссера Антона Оконешникова сделан в Александринском театре Санкт-Петербурга как большой театральный блокбастер – яркий, увлекательный и остросовременный. Спектаклю удивительно идет вся позолота и помпезность театрального зала, в котором звучит Александр Сергеевич Пушкин – и вдруг в книжную многоярусную библиотеку, с которой все и начинается на сцене, врывается хулиганский театральный дух. Бабушка и внучка становятся проводниками всей истории, тайно находят, видимо, одно из первых изданий «Руслана и Людмилы» и запускают цепь событий: книжные тома уходят ввысь или перемещаются, открывается собственная Нарния в мир пушкинских героев. Здесь вся театральная машинерия применяется легко и виртуозно: Руслан и Людмила в исполнении Виктора Шуралева и Анны Блиновой будут наивны и простодушны, им еще предстоит пережить историю разлуки и потерь, чтобы стать героями. Былинные богатыри – это супергерои современного мира, и чтобы ими стать, они должны прожить потрясающей красоты приключения.

Троица эффектных женихов выглядит уморительно: Сергей Мардарь в образе брутального Рогдая похож на упрямого дикого вождя в черепе с рогами, хан Ратмир (Дмитрий Бутеев) щеголеват, нагловат и элегантен, Фарлаф (Виталий Сазонов) мрачен. Все они явно проигрывают Руслану, который поэтично влюблен и все свои приключения переживает с бесконечным удивлением юности.

Например, за похищенной Людмилой женихи отправятся в желтой машине-кабриолете, который отчаянно толкают «слуги сцены», но их легко обгоняет на своем механическом коне в натуральную величину меланхоличный Руслан, ибо герой в печали. Зритель так привыкает, что события происходят здесь и сейчас – в реальности и в «диджитал», что перестает обращать внимание на операторов, которые появляются на сцене, чтобы снимать крупные планы героев, или эти же операторы попадают в ход битвы и мы видим буквально сражения «от первого лица». Исчезание Людмилы с волшебной шапкой Черномора тоже происходят на гигантском экране, когда ее снимает оператор, но для всех зрителей, когда ее перестает отображать экран, она как бы пропадает из реальности Черномора, оставаясь в виртуальном театральном мире. Режиссер периодически меняет фокус – вся история приключений совершенно сумасшедшего робинзона и волшебника Финна (Иван Трус) пронесется как один мастерски сделанный «риллс» онлайн – актеры, лежа на сцене, попадают через призму камеры на пейзажи то картин Билибина, то на хромакей, а их приключения зрители видят на огромном экране над сценой. Внушительные театральные механизмы тоже часть театрального пейзажа – та самая Голова, с которой дрался Руслан,, или большая колесница Черномора, на которой он появляется, даже богатырский конь – все как будто создано для фестиваля “Burning Man” или фильма «Безумный Макс» и будит воображение. Бабушка с внучкой мелькают в истории как свидетели приключений – в сцене, когда Черномор пытается дотронуться до Людмилы, Бабушка встает на ее защиту «это же Пушкин!», не дав появится и намеку на неприличность. Страшная Наина в исполнении Елены Немзер больше похоже на постаревшую модель Вивьен Вествуд с многочисленными глазами на кокетливых юбках, она дирижирует приключениями и вторгается в любовную историю, чтобы разрушить то, что не получилось у нее самой.

Художники Александр Мохов и Мария Лукка создали спектакль как технологичную вселенную театральных эффектов и медиаарта, а Елена Жукова придумала мир ярких костюмов и париков, плетеных кос и бород из разноцветных жгутов, здесь все герои выпуклы, красочны, но при этом сохраняется тонкая стилизация под народные костюмы. То, что кажется просто расписным узором на рубахе, может оказаться пушкинской строчкой из рукописи. Здесь все театральная игра и условность, озорство и веселая удаль. Морок прикоснется только в момент, когда надо будет отправиться на битву с печенегами и стать Руслану героем: на заднем плане вся битва – это фигуры бесформенных людей, борьба то ли с зомби, то ли с кукольными телами.

Иногда за общей картиной современных технологий актерские работы меркнут в «Руслане и Людмиле» – просто потому что на единицу времени в театре тебя оглушает этой приключенческой историей. У команды спектакля получился настоящий театральный хит, на который можно ходить всей семьей (и классами, чего уж там), когда ты увлечен не только Пушкиным, но и бесконечными трансформациями его героев в современном мире. Две мамы передо мной в антракте переговариваются: «вас это не шокировало? Меня тоже нет! Восторг!», дети подпрыгивают в ожидании второго акта.

«Арлекин» ежегодно старается делать интересную специальную программу. В этот раз трёхдневная лаборатория драматургов и режиссёров «Маленькая ремарка» (финал одноименного конкурса новой драматургии для детей и подростков) представила три очень любопытные пьесы.
«Мальчик-головошар» драматурга Екатерины Тимофеевой (Уфа) – как раз пьеса для аудитории мечтателей и вечно витающих в облаках детей. Родители мечтают дать самое лучшее ребенку и потому они сына хотят вернуть с небес на землю: как жить, если ты можешь только летать, и голова твоя не похожа на остальных? Есть тут и про дружбу, и про попытки стать как все и что из этого получается. А вот пьеса получилась с юмором и деликатностью, показ режиссера Алины Поляковой практически можно считать заявкой на очень симпатичный спектакль.
Волшебная история «Буль-Буээ» драматурга Риты Кадацкой способна зацепить сердца тинейджеров – потому что есть в ней что-то и от страшилок, и от нынешнего общего желания «найти свою суперсилу». Странный городок Буль-Буээ, который обходит его страж-великан – пристанище для «иных», волшебных персонажей и внезапный визит мальчика из реального мира заставляет обитателей сильно пересмотреть свои взгляды на мир. Есть тут и девочка-подросток, которая отличается от всех тем, что суперсила к ней пока не пришла и это становится большой проблемой.
Пьеса «Рыба» драматурга Людмилы Ковалевой может стать театральным триллером и страшилкой, когда мир и города поглощает бесконечное озеро, в котором всех ждет для переваривания рыба, а главными героями становятся подростки Света и лягушонок Игнат, оба стремящиеся спасти семьи от морока и бороться с нечистью, чтобы вернуть хотя бы остатки привычного мира.

Можно было бы еще написать, как важно посетить образовательные семинары, презентации новых театральных проектов и театров, которые могут продемонстрировать выживаемость в современном мире, но поле детского театра обширно, «Арлекин» старается сохранить его пестроту и многожанровость, не демонстрировать, но прожить апрельские холода и оттепель в компании профессионалов, которые делают театр для детей и молодежи.

___

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».