Партнерские проекты: Арлекин 2024

Театр во тьме светит

О лучших театральных практиках в сфере театра для детей (и не только), представленных в рамках специальной программы фестиваля «Арлекин»-2024, рассказывает Екатерина Сырцева.

В 2024 году специальная программа фестиваля «Арлекин» объединила театральные проекты, которые работают в разных формах, в разных регионах страны. Они по-разному отвечают на вызовы времени и «непредполагаемые обстоятельства», которые в изобилии порождает текущая действительность. Они формулируют жизнеутверждающие смыслы, противопоставляя их отчаянию, генерируют события, объединяющие и согревающие тех, кто становится к ним причастен. Они дают надежду, что всё не зря и нельзя сдаваться. Разные по форме и содержанию, они схожи ценностно – устремлённостью к созиданию, открытостью людям всех возрастов, любовью к своему делу.

О стратегиях выживания в «непредполагаемых обстоятельствах» (уже упомянутых абзацем выше) – спектакль, созданный студентами мастерской Анны Ивановой-Брашинской и Майи Краснопольской в Высшей школе сценических искусств К. Райкина. Он называется «Пока это ещё возможно». Пока это ещё возможно, студенты средствами театра кукол, объектов, теней и света, с помощью оптических иллюзий рассказывают о преодолении одиночества, вдохновлённые парадоксами сказок нидерландского писателя Тоона Теллегена. Создатели спектакля не инсценируют произведения «амстердамского Хармса», но, как и автор, пытаются разобраться в том, что же есть человек в бесконечном океане жизни. Получилось высказывание о смерти и мире, о выходе из кризиса и внутренней свободе, о победе света над тьмой.
Спектакль «Пока это ещё возможно»
Спектакль «Пока это ещё возможно» вошёл в репертуар театра «Тень» – доброго друга фестиваля «Арлекин». Сейчас театр проживает новый этап. Он связан с объединением с Московским детским театром теней, произошедшим два года назад. Работа на новой площадке позволила театру «Тень» выжить (в тех самых «непредполагаемых обстоятельствах»). И неизбежно повлияла на принцип организации проекта. У «Тени» никогда не было постоянной труппы – была группа близких по духу молодых актёров. А создатели «Тени» Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум исполняли все роли – не только актёрские, но и режиссерские и продюсерские. И актёрские, и режиссерские, и продюсерские роли исполняли его создатели – Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум. Сейчас возникла необходимость в новых артистах. Есть все основания полагать, что студенты Школы Райкина, участвовавшие в создании спектакля «Пока это ещё возможно», разделяют ценности театра «Тень» и смогут стать продолжателями и созидателями его идей и художественных поисков.

ВИДЕО

Ещё одним участником спецпрограммы «Арлекина» стал Няганский ТЮЗ, получивший в рамках фестиваля премию «За весомый вклад в развитие детского театра России». «Калечина-Малечина» в постановке Сойжин Жамбаловой вошёл в конкурсную программу фестиваля этого года. Вклад действительно значительный – и в жизнь своего региона (Ханты-Мансийского автономного округа), и в общероссийский театральный процесс. Няганский ТЮЗ пробился и расцвёл в суровом северном климате, к театру, как будто, не располагавшему. На весь регион приходится 10 театров, самому старшему – Нижневартовскому ТЮЗу – 35 лет. Все театры вынуждены занимать приспособленные для создания спектаклей помещения. Няганский ТЮЗ, например, находится в здании, где раньше располагалась школа. Зал на 60 мест – это бывший спортзал. В другой части здания оборудовали малый зал – он вмещает 40 зрителей. В городе с населением 63 000 человек Няганский ТЮЗ – культовое место. В прошлом году театр посетили почти 39 тысяч зрителей. Для города это настоящий культурный центр, место тепла, общения, вдохновения.

ВИДЕО
Наталия Сергеевская
От Санкт-Петербурга в программу спецсобытий «Арлекина» вошли «Театральный проект 27», созданный Наталией Сергеевской, и «Театр в Театральном музее» Анны Ласкиной. Оба проекта в этом году были представлены в конкурсной программе фестиваля спектаклями «Принц в корзине» в постановке Владислава Тутака («Театральный проект 27») и «Красный фонарь» режиссёра Дмитрия Крестьянкина («Театр в Театральном музее»).

«Театральный проект 27» появился из желания заполнить пробел в сфере театра для подростков. Вместе с командой продюсер Наталия Сергеевская целенаправленно занимается именно этой возрастной категорией зрителей. При этом аудитория значительно шире, так как на спектакли приходят и взрослые – родители, педагоги, а зачастую и зрители без детей, которым интересны спектакли про подростков. Репертуар построен на пьесах современных драматургов, написанных специально для «Театрального проекта 27» под конкретный тематический запрос: поиск себя и своего предназначения, отношения с ровесниками (в частности, с противоположным полом), конфликты со взрослыми и стремление отстоять своё место, способы справиться с буллингом. В основе каждого спектакля – не абстрактный разговор об абстрактном противостоянии абстрактных добра и зла, а конкретная ситуация и конкретный способ из неё выйти. Каждый спектакль – возможность для подростков ощутить, что они не одиноки, что здесь их принимают такими, какие они есть – не принимающими фальши и лжи, уязвимыми перед сложностью мира. Взрослые же на спектаклях могут вспомнить себя в этом возрасте, отрефлексировать переживания, которые, возможно, ещё остались в виде обид или страхов, начать лучше понимать своих детей. Спектакли «Театрального проекта 27» обладают терапевтическим эффектом и объединяют. Проект реализуется на два города – Санкт-Петербург и Москва, выезжает с гастролями по России, была успешная постановка в Казахстане. Свою миссию здесь видят не только в создании спектаклей и поддержке молодых режиссеров, но и в построении сообщества для зрителей, в котором они смогут высказываться и будут услышаны. Сейчас идёт ремонт помещения на Арсенальной набережной, которое станет домом «Театрального проекта 27». Строительство стало возможным не только благодаря грантам, но и финансовой поддержке зрителей в рамках краудфандинга. И это очевидное доказательство того, что у людей сегодня есть острая потребность в этом театре, а также в человечном разговоре о своих переживаниях, в спектаклях о преодолении простых и естественных сложностей, которые в моменте могут казаться непреодолимыми, в театральном искусстве, основанном на любви к своему делу и вере в то, что в наших силах сделать этот мир хотя бы чуточку лучше.

ВИДЕО
Анна Ласкина
Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, тоже исходит из желания стремиться к новому и лучшему. В данном случае – изменить отношение посетителей музея к месту, куда они приходят за информацией. Делает она это средствами театра – инициируя и продвигая спектакли, связанные с «гением места» Театрального музея. Первым был аудиоспектакль «Портрет», основанный на рассказах сотрудников, которые переплетаются с историей основателя музея – легендарного мецената и коллекционера Левкия Жевержеева. Его голосом стал актёр Дмитрий Лысенков. Путешествие по музею в наушниках открывает пространство с новой стороны, показывает его жизнь, его дыхание, сотканное из самых разных судеб… Успех проекта укрепил уверенность в необходимости делать театр в Театральном музее.

Следующий проект, спектакль «12 стульев», был встроен в выставку, посвящённую эпохе НЭПа (и, к сожалению, существовал только во время выставки). Получилось интерактивное шоу и одновременно спиритический сеанс, участникам которого предстояло выяснить, как выглядела первая постановка романа о похождениях Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, и почему о ней ничего не известно. Ещё одним хитом стал спектакль Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь», в котором зрителей знакомят с содержанием писем последнего директора Императорских театров Владимира Теляковского (его кабинет находился в одном из помещений Театрального музея). А заодно и с эпохой столетней давности, которая до мурашек похожа на наше время. Среди прочих проектов: «Хармс. Ёлки» – новогоднее празднество в необычном формате, основанное на творчестве Даниила Хармса; спектакль-променад «Шаляпин. Прогулка», в котором помимо артистов приняли участие французские бульдоги (как известно, Шаляпин любил именно эту породу собак и не расставался со своими «французами»). Все эти постановки ломают шаблонное представление о музее как о месте только для памяти, работы и тишины, и одновременно расширяют представления о современном театре, который обретает новое звучание и смыслы, соприкасаясь с историей места.

ВИДЕО
Мила Денёва
Завершила программу специальных событий фестиваля «Арлекин» лекция театрального критика Милы Денёвой. Она дала как всегда структурированную, полезную для практического применения и впечатляющую по охвату исследования информацию о сегодняшнем состоянии литературы для подростков. Меняется мир, у детей и взрослых меняется способ восприятия и фокус внимания, появляются новые авторы. А в репертуарах театров по-прежнему лидирует то, что знакомо и привычно, то, по поводу чего есть «сенсорный опыт», то, что нашим родителям, а потом и нам, их детям, читали перед сном. Анализ программы того же «Арлекина», проведённый Милой Денёвой, показывает, что в афише разных лет лидируют «Снежная королева», «Алиса в стране чудес», спектакли по русской классике. И минимум современной драматургии. И это при том, что каждый год «Арлекин» представляет читки лучших пьес для детей и подростков в рамках лаборатории «Маленькая ремарка».

Современному подростку нужны соразмерные герои, отметила автор лекции. Произведений для этого – и пьес, и прозы – достаточно. Да, их стало значительно меньше с начала 2022 года. Так, уже невозможно получить права на постановку произведений Роальда Даля, Харпер Ли, Уильяма Голдинга, Лили Таль. Сложно, но, если очень постараться, ещё возможно побороться за разрешение на постановку произведений Ульриха Хуба, Даниэля Пеннака, Бьёрна Рёрвика. Поставленный в Воронежском ТЮЗе ещё до 2022 года роман Гэрри Шмидта «Битвы по средам» теперь тоже можно увидеть только там. Хорошо хоть (пока ещё) можно прочитать эту ошеломительно человечную, заставляющую плакать то от горечи, то от счастья книгу о том, как, читая Шекспира и преодолевая «неприятности» подросткового возраста, главный герой осознаёт, что значит стать человеком. И всё это – на фоне войны во Вьетнаме, которая идёт где-то далеко, но оказывается гораздо ближе, чем кажется.

Ценные рекомендации дала Мила Денёва по поводу того, чем можно без труда заполнить «репертуарные дефициты». Среди авторов, которые вдохновляют и пишут о главном по-настоящему, а не потому, что это навязано сверху, – Дэвид Алмонд, Аннет Схан, Томи Унгерер, Мира Лобе (её «Инсу-Пу. Остров потерянных детей» – прекрасная альтернатива недоступному сейчас «Повелителю мух». С той только разницей, что здесь насилие не побеждает – герои смогут построить здоровое сообщество, опираясь на конструктивную и созидательную коммуникацию). Из российских авторов стоит обратить внимание на Мария Бершадскую (её книга «Большая маленькая девочка» – идеальный вариант для зрителей, переходящих из дошкольного в школьный возраст), Викторию Ледерман, Алексея Олейникова, Ислама Ханипаева, Анастасию Строкову, Анну Красильщик, Нину Дашевскую, Марию Ботеву, Валентину Филиппенко, Еву Немеш… И это далеко не полный список.

ВИДЕО
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».