Партнерские проекты: Арлекин 2024

Найти свой путь


Фестиваль «Арлекин» уже давно сотрудничает с драматургическим конкурсом «Ремарка», устраивая Лабораторию драматургов и режиссеров по текстам-победителей из «Маленькой ремарки». На этот раз постановщики делали читки пьес из номинации «12-».

Фестиваль «Арлекин» уже давно сотрудничает с драматургическим конкурсом «Ремарка», устраивая Лабораторию драматургов и режиссеров по текстам-победителей из «Маленькой ремарки». На этот раз постановщики делали читки пьес из номинации «12-»: «Рыба» Людмилы Ковалевой, «Мальчик-головошар» Екатерины Тимофеевой, «Буль-Буээ. История Кайи» Риты Кадацкой. Однако читки-эскизы продемонстрировали, что возрастной диапазон пьес более широк. Все произведения задают ирреальную ситуацию, которую нужно преодолеть, как некий уровень в компьютерной игре, и от успешности прохождения зависит дальнейшая судьба героев.

Действие пьесы Людмилы Ковалевой «Рыба» происходит в фантазийном-страшном мире. Он затоплен водами озера, с бесконечно-долгой зимой, где люди, забывшие себя, поглощены мороками, а порядок наводят грачи, волки и суровые лягушки, передвигающиеся строем. Главная героиня, двенадцатилетняя Света, пытаясь найти своих родителей, отправляется в опасное путешествие, в котором ей помогают лягушонок Игнат, двенадцатилетняя Олеся и мышонок Хвост. Пьеса насыщенна ремарками, которые не только содержат характеристику мест действия, персонажей, но и передают ощущения, подпитывают тревожное ожидание. Сопровождает путешественников Голос той самой Рыбы, которая царит в бесконечном озере. Она будет звать, искушать, сбивать с пути, каким бы он ни был призрачным. Родители, как и остальные люди, забыли важные слова: любовь, дружба, помощь, мир, счастье, и потому превратились в страшных мороков-духов. Эта, казалось бы, «детская» данность постапокалиптического мира пьесы оказывается актуальной. Сказать родителям «я тебя люблю» очень сложно, но это, как и помощь ближним, как и доверие, может разрешить множество проблем, снизить градус злости и нетерпимости в обществе.

ССЫЛКА НА ВИДЕО ЧИТКИ:

Читка-эскиз Полины Алехиной (выпускница РГИСИ курса Григория Козлова) по этой пьесе обрела жанр подросткового триллера, действие происходило порой почти в темноте, сопровождаясь загадочными звуками шагов. Таинственная атмосфера нагоняла саспенс. В лаконичном действии работал каждый элемент: табуретки, на которых не только сидели, но и как по отвесным скалам передвигались герои, длинное полотно целлофана, помогавшего представить и ледяные глыбы, и мороков. Другим режиссёрским решением было воплощение Рыбы. Валерия Ермошина читала ее текст мягким ласковым голосом, создавая образ манящего зла. Актриса также была и мамой главной героини и подзвучивала действия персонажей, например, их шаги по снегу, падения камней. Опасности поджидали героев на каждом шагу.

«Выжившие» Света (Варвара Терехова) и лягушонок Игнат (Игорь Астапенко) держатся вместе: идут друг за дружкой, накрываются одним шарфом. Этот союз разрушает встретившаяся на пути Олеся (Арина Полякова). Игнат, отпустив руку Светы, убегает в страхе перед неизвестным гостем, а девочки столкивабтся нос к носу. Повторяя движения друг друга, они оказываются отражениями и внешне – обе с темными волосами в красных шапочках. Именно появление нового героя помогает задуматься о плане действий: Рыбу нельзя просто убить, необходимо высушить озеро. Выполнив вспомогательную функцию, Олеся исчезает из истории на некоторое время, впрочем, как и Игнат – их уносит Волк (Юра Дементьев). Другой помощник Светы – мышонок Хвост (Артем Клоков) открывает главную тайну: он собирает забытые слова. Идея пьесы сконцентрирована именно на явлении постепенной утраты общечеловеческих гуманистических понятий. Если забыто название, значит, исчезнет и явление, которое обозначается словом. Пьеса о силе слова завершается пробуждением Светы: вправду ли все происходило или нет?

Пьеса Екатерины Тимофеевой «Мальчик-головошар» изначально создавалась для театра кукол, и уже успела побывать на нескольких лабораториях (драматического театра в том числе). Полноценный спектакль, возможно, тоже не за горами. Заинтересованность театра в этом тексте очевидна – истории о мечтателях сцена любит.

ССЫЛКА НА ВИДЕО ЧИТКИ:

Мальчик Марк летает в облаках в прямом и переносном смысле. Родители, не справляясь с мечтательностью сына, бьют тревогу, привязывают его к себе, ведут лечить к профессору, затем к гадалке. Мечтательному Марку сложно понять мир, где необходимо жить по строго предписанным законам, передвигаться словно фигуры в шахматах. Обычный мир сковывает, задает рамки, стены, потолок. Мальчик улетает и сталкивается с девочкой-тучей Крис. Ей он решит помочь дать отпор Толстым тройняшкам, но, оказывается, физическую силу сложно побороть мечтательностью. Как полагается в супергеройских байопиках, Марк теряет свои способности при первом столкновении со злодеем, но в финале обретает их снова. Умение мечтать возвращается и к родителям Марка: оказывается, это важное свойство, которое позволяет видеть жизнь в разных цветах и дает свободу.

Пьеса делится на пять частей, которые отражают этапы супергеройского пути. Двигает сюжет изменчивость желаний родителей – сперва они хотят, чтобы их сын стал нормальным, а затем, чтобы он снова летал и не грустил. Сам рассказ ведется от первого лица – главного героя, из его реплик можно предположить, что история уже случилась, ведь Марк все знает: как поступили родители и что случилось после. Текст насыщен юмором, который обыгрывает расхожие выражения по типу: «летаешь в облаках», «спустись с небес на землю», а также демонстрирует комизм сегодняшних популярных явлений: от обращений к психологам-профессорам, которые дают всевозможные названия болезней и расстройств, до всевидящих гадалок-магов. Интересно то, что именно гадалка мадам Керен в пьесе дает ответы на вопросы Марка, а профессор все исключительно запутывает.

В читке, поставленной Ариной Поляковой (выпускница РГИСИ, курс Анатолия Праудина), диаметральность позиций подчеркнута сценически: место профессора находится на одной стороне площадки, а место гадалки на другой. Между ними за длинным столом сидят родители и Марк. Мама (Наталья Шишина) и Папа (Аким Попов) комедийно-карикатурные, как и профессор (Ясения Громова) и гадалка мадам Керен (Надежда Цыбаева). Марк (Максим Райчёнок) более походит на подростка, герой кажется рассудительным и здравым, в отличие от родителей. Трюки с полетом решены удивительно просто – Марк аккуратно ходит по длинному столу, переступая через картонные дома (художник Елена Чебуина). Ниже располагается девочка-туча Крис (Анастасия Солари): сидит на полу, съежившись. Она не готова сразу дружить с новым знакомым, но покапризничав, доверяет Марку свою историю. Примечательно, что проблемы у Марка случатся, когда он выполняет чью-то волю, будь то родителей или новой подруги. Крис подкидывает другу супергеройские задания: то выпустить льва из зоопарка, то сразиться с конфетным ОПГ. В читке эпизод со львом отсутствует, и эта потеря не ощутима. Конфетное ОПГ решено так: Толстые тройняшки, которых в читке исполняет один актер, Юра Дементьев, разыгрывают с Марком файтинг в традициях Mortal Kombat.

В этой читке, созданной за несколько дней, артисты наметили быстрые шаржи своих персонажей. Некоторая однотонность героев идет из пьесы, и более всех там достается взрослым: они не знают, чего хотят, мечутся, паникуют, а после обретения способности мечтать не происходит никакой рефлексии. Но текст оказался очень обаятельным за счет простоты и юмора. История взлетела подобно воздушному шарику легко и быстро, оставит ли она долгий след?

Пьеса Риты Кадацкой «Буль-буээ. История Кайи» задает проблему поиска себя, своего предназначения и места в этом мире. Стоит ли говорить, что такая тематика может быть популярна у зрителей абсолютно разных возрастов.

ССЫЛКА НА ВИДЕО ЧИТКИ:


Действие снова происходит в некоем магическом мире, который все же существует наравне с человеческим. Из него в фантастический город Буль-буээ приезжает мальчик Гриша к своей подруге Кайе, которая хоть и необычная девочка, однако способностей своих еще не знает. Незнание толкает к поиску, порой кажется, что удастся найти себя в ином месте. Но для Кайи все оказывается проще: она должна жить в Буль-буээ, потому что Великан Буль-буээ, охраняющий город, хочет с ней дружить и всегда оказывается у нее буквально за спиной.

Читку по этой пьесе поставил Константин Соя (выпускник РГИСИ режиссерского курса Григория Козлова). Режиссер распределил текст так, что ремарки читал артист, игравший за Буль-буээ – Юра Дементьев. Озвучивающий свои действия великан как бы стал над всеми, как и предполагает пьеса, но при этом еще и участником событий, всегда присутствующим на сцене. Но жители городка все равно не замечают Буль-буээ, и заняты решением сущностных проблем, которые проявляет приезд Гриши. Человек вносит дисбаланс в привычный распорядок, помогает увидеть ситуации с иной стороны. Оказывается, что друзья Кайи Матс и Энже влюблены друг в друга, а бабушка-ундина Уна тоскует по родному морю.

В этом эскизе артисты давали точные и подробные оценки, они уже существовали как персонажи, хотя сам формат читки не потерялся. Режиссерский взгляд был устремлен на трактовку героев и их жизнь в пьесе. Текст дает место для философских размышлений о судьбе ундины Уны, ее супруга вурдалака Валериана, Кайи, которая очень старается понять свою уникальность. Друзья главной героини, Матс (Артем Рогозин) и Энже (Анастасия Беляева), уже знают о своих способностях, поэтому с Кайей общаются все меньше, ведь ее судьба неопределена. Кайя - Анна Дразнина в смятении, ей как подростку неловко и за свое происхождение, и за поступки Гриши. Только в конце она, практически прозрев, замечает Буль-буээ и с интересом изучает его, а затем принимает. Алексей Мацепура, исполнявший роль Гриши, сделал его очень обаятельным. Весь юмор истории держится на Грише, он создает комические ситуации и фонтанирует смешными выражениями. Беспардонность действий гостя с лихвой окупается важными уроками, которые при помощи Гриши смогла решить семья Кайи.

Наиболее драматичной в пьесе является линия бабушки Уны. Она ундина, решившая отказаться от родной стихии ради семьи, лишилась и всякой надежды вернуться назад – хвост ей повредили, а дни она проводит дома, в заточении. Гриша, проникшись историей бабушки, решает показать ей море. «Нужно быть счастливым!» - казалось бы прописная истина, которой научили Гришу родители, но, когда жизнь наполняется обстоятельствами, забываешь о себе, и, тем более, о ближнем. В читке Уну исполняет Сусанна Оганесян, а ее мужа Валериана Артем Калинин. Разрешение их истории на сцене стало кульминацией. Отстраненная от всех Уна вдруг преображается: глаза загораются, когда ундина видит море. Она с трепетом рассказывает о нем и вдруг решается уплыть. На сцене актриса встает и уходит за зрителей на свет софита. За ней уйдет и муж Валериан, чтобы поговорить напоследок. На первый взгляд такое разрешение семейной истории Уны и Валериана – совсем не хеппи энд, но – любимых тоже нужно уметь отпускать. Эту мысль почти не доносят до детей и подростков, однако это не умаляет ее важности.

Кто я? Ответ найти непросто, можно попытаться уйти далеко-далеко, отказаться от знакомых вещей, но к решению не приблизится. Свое может быть рядом, таиться за спиной. Пьеса Риты Кадацкой делится мудрым советом: прислушайтесь к себе, чувство не обманет, а подскажет куда идти. Но не торопитесь, возможно, решение близко. Читка смогла привязать зрителей к героям, так что у многих появилось желание узнать продолжение истории.

Пьесы «Маленькой ремарки», несмотря на фантазийность ситуаций, говорят о земных проблемах, интересных зрителям разных возрастов. Читки помогли это продемонстрировать. Они подсветили проблемные точки, но еще показали, как можно воплощать ирреальные миры пьес, и как могут работать в них артисты. Молодые режиссеры не старались сильно преобразовывать тексты, положились на авторов. Пьесы-победители «Маленькой ремарки» только начали путь в сценическом мире, читки на фестивале «Арлекин» заложили фундамент в их истории обращений.

___

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского отделения СТД РФ, Благотворительного фонда «Арлекин».